Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

Различаются три модели муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Особенность ее состоит в максимальной величине затрат на удовлетворение общественных интересов, которые несут сами жители муниципального образования. Основной вид ресурса здесь – налоги с населения. Главный элемент модели – органы местного самоуправления, они накопляют ресурсы и расходуют их. Недостаточность ресурсов восполняется государством. 2) Коммунально-рентная модель. Отличие модели в том, что органам местного самоуправления предоставляются ограниченные права в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Здесь налоги с населения дополняются налогами с производителей продукции и услуг на территории муниципального образования. 3) Муниципально-рентная модель. Основывается на том, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления. Здесь органам предоставлена роль важного хозяйствующего субъекта на своей территории. Теоретически модель муниципального хозяйства складывается в зависимости от таких основных факторов:- объема компетенции, органов местного самоуправления, определенных законодательством;- наличия основных ресурсов территории;- наличия квалифицированных муниципальных служащих и кадров предприятий;- налогоспособности населения.

12. Ресурсное обеспечение муниципального хозяйства.

Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или иной территории в достижении целей их развития. По отношению к хозяйственной деятельности под ресурсами следует понимать материальные(природные ресурсы, финансовые, производственные) и нематериальные (объемы полномочий), которыми наделен хозяйствующий субъект по закону.

Материальные ресурсы позволяют достичь эффективности инвестиций, определяют структуру производственной деятельности. Для использования материальных ресурсов исключительную важность имеет трудовой ресурс – кадровый потенциал. Без наличия нематериальных ресурсов даже богатые природные ресурсы не обеспечивают рост благосостояния населения. К нематериальным ресурсам относится также организационный ресурс. Финансовые ресурсы, главным образом, представлены доходами и расходами местных бюджетов. Они балансируются между собой, однако, большинство муниципальных образований вынуждены иметь превышение расходов над доходами. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета и требует указания источников покрытия этого. Кроме того, к муниципальным финансам относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, еще и финансовые ресурсы предприятий частного сектора, используемые для финансирования социально-культурных и жилищно- коммунальных объектов на территории города.

Важный принцип закрепления ресурсов за муниципальным уровнем власти является принцип максимальной эффективности использования ресурса на данной территории. Набор ресурсов определяется многосторонним характером основ местного самоуправления. В основах местного управления выделяются такие стороны:

Правовая – т.к. полномочия, предметы ведения, гарантии прав местного самоуправления закреплены законом;

Финансовая – т.к. комплекс финансовых ресурсов участвует в бюджетном процессе;

Экономическая - т.к. для хозяйственной деятельности муниципальное управление использует производственные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Управленческая – т.к. первичной базой управления лежит кадровый потенциал, а также информационные и структурно-организационные ресурсы.

В структуру муниципального хозяйства (его элементы) входят:

Муниципальные предприятия, деятельность которых направлена и подчинена интересам населения МО;

Результаты деятельности МП (прибыль или конкретные товары и услуги) направляются на удовлетворение общественных нужд;

Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения. Эти предприятия вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых законодательством обязанностей) или общественного (добровольного) принуждения;

Субъект, координирующий деятельность этих разнородных по природе субъектов, в интересах населения муниципального управления.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль (и место) того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяются следующие элементы:

Муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

Органы местного самоуправления.

Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого - цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге от их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы, можно выделить несколько форм муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

Коммунальная модель муниципального хозяйства характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины), и основным ресурсом являются налоги население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства, по сравнению с предыдущей, отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Глава 1. Три модели муниципального хозяйства

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Услуги оказываются, в основном, частными структурами, транспортная сеть находится в муниципальной собственности, муниципалитет осуществляет регулирование в основном посредством транспортной сети, собственником которой является, и тарифной политики. Понятно, что тарифная политика осуществляется не только муниципалитетами, но и органами государственной власти субъектов Федерации и федеральными органами. И следующее - это производство централизовано, реализация услуг децентрализована. То есть притом, что сети находятся в муниципальной собственности, обслуживание этих сетей и предоставление этих услуг может быть достаточно легко децентрализовано.

И следующая чисто муниципальная модель, которая создана в большей степени в Западной Европе, в Соединенных Штатах. Это когда услуги оказываются полностью частными предприятиями. Муниципалитет осуществляет контроль за качеством предоставляемых услуг, в том числе при помощи муниципального заказа и система оказания услуг полностью децентрализована.

Опрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и (как следствие) о необходимом составе муниципального имущества - один из ключевых в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России. Особую остроту он приобретает в период глобального экономического кризиса и поиска новых путей развития российского общества. В последние годы эта проблема активно обсуждается в муниципальном сообществе, среди участников дискуссии можно отметить А.Г. Воронина, С. Исупову, Ю.В. Кириллова, В.А. Лапина, Э. Маркварта, П.А. Ореховского, В.А. Черникова, А.Н. Широкова, С.Н. Юркову и др. Сохраняющиеся принципиальные разногласия по данному вопросу побудили автора высказать свою точку зрения и попытаться сформулировать конструктивные предложения по его решению.

Хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет - некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

Второй подход. Муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом - муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между этими крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Очевидно, что степень участия муниципальной власти в хозяйственной деятельности, состав муниципального имущества, источники доходов и объемы расходных обязательств (полномочий) местных бюджетов находятся в неразрывной связи. С этой точки зрения принято выделять, как отмечает, например, А.Г. Воронин, три модели муниципального хозяйства.

1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов (налоги с населения и бизнеса) на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в имуществе, требующем затрат на его содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории - земля и объекты недвижимости. Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, включая предприятия обслуживающих нужды населения отраслей промышленности, транспорта, торговли, и, следовательно, стать полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях.

Коммунальная модель соответствует первому из изложенных выше подходов и реально возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения. Муниципально-рентная модель соответствует второму подходу, а коммунально-рентная занимает промежуточное положение.

Конечно, ни одна из перечисленных моделей не может существовать в чистом виде и в реальной жизни неизбежно их некоторое смешение. Однако ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой причудливое сочетание диаметрально противоположных моделей. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. Этим обусловлено наличие в муниципальной собственности большого объема имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание. С другой стороны, государство провозгласило курс на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов и резкое сокращение состава муниципального имущества, способного приносить доходы, что характерно для коммунальной модели.

муниципальный коммунальный рентный хозяйство

Виды муниципальных хозяйств

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так...

Методы муниципального управления

Администрирование муниципального хозяйства - это процесс принятия решений и осуществления действий в отношении конкретных объектов имущества и организаций, находящихся в муниципальной собственности...

Модель стратегического управления развитием муниципального образования города Челябинска

Модель местного самоуправления, используемая в Челябинске имеет сходство с моделью «Сильный мэр - Совет». В соответствии со статьей 22 Устава города Челябинска, Глава города, избираемый населением непосредственно...

Что из себя представляет структура муниципального хозяйства, каковы его элементы, и по какому основанию мы можем вести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход...

Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления

муниципальный финансы инфраструктура государство Муниципальное хозяйство должно разрабатывать свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование должно ставить перед собой следующие цели: 1...

Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой -- оно должно быть привязано к конкретному месту и времени...

Основные понятия муниципальной экономической политики

Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем...

Совершенствование управления развитием муниципального хозяйства

Структура управления муниципальным хозяйством

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления...

Управление муниципальным хозяйством

Несмотря на большое разнообразие видов и методов ведения муниципального хозяйства, можно выделить три основные модели: коммунальную, рыночную (либеральную) и смешанную. Коммунальная модель (рис. 1) отличается тем...

Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством. Прежде всего, необходимо выяснить...

Управление муниципальным хозяйством в муниципальном образовании г. Альметьевск

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы...

местный самоуправление власть государственный Для рассмотрения возможных вариантов взаимодействия в рамках муниципального управления, построим модель...

Формы неформального взаимодействия руководителей органов муниципального и государственного управления

Проанализируем конкретные муниципальные образования, выделенные по типу (модели) взаимодействия. 1...

Описание работы

Цель данной курсовой работы – всесторонне описать деятельность муниципальных хозяйств и их основные экономические модели. На основании цели поставлены следующие задачи:

1.проанализировать законодательную и экономическую составляющую деятельности муниципальных хозяйств;
2.охарактеризовать основные способы ведения муниципального хозяйства;
3.проанализировать достоинства и недостатки различных моделей муниципального хозяйства

Введение ….............................................................................................................3

Глава 1. Законодательное обеспечение деятельности муниципального хозяйства...................................................................................................5

§1. Муниципальное управление и муниципальное хозяйствование........5

§2. Основные типы муниципальных образований в России.....................9

§3. Пределы компетенции органов муниципального самоуправления..14

Глава 2. Общая характеристика муниципального хозяйства............................22

§1. Субъекты и объекты муниципального хозяйства...............................22

§2. Структура и инфраструктура муниципального хозяйства................25

§3. Муниципальное управление и муниципальное хозяйство в системе общественных отношений...................................................................34

Глава 3. Экономическая деятельность органов муниципального самоуправления......................................................................................42

§1. Муниципальная экономическая политика.........................................42

§2. Основные методы ведения муниципального хозяйства...................47

§3. Общая характеристика ресурсов муниципального хозяйства..........53

§4. Бюджет муниципального хозяйства....................................................55

Заключение...........................................................................................................60

Список использованной литературы...............................................................

В зависимости от того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, насколько они обеспечены ресурсами выделяют несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ.

В управлении муниципальным хозяйством используются три модели (вида) муниципального хозяйства

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения ресурсов для нужд территории. Недостатком этого подхода является то, что ресурсы для решения проблем муниципального хозяйства восполняются государством. Организационными формами управления выступают коммуны и общины. В нашей стране этот подход еще не получил своего развития. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.
2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.


3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. При этой модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом МО. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полно­ценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом . Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.
Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачива­емых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. В нашей стране в практической деятельности по управлению муниципальным хозяйством не используется в чистом виде ни одна из моделей, а берется какой-то один из ее элементов. То же происходит и в других странах. Выбор той или иной модели зависит от ряда факторов: объема компетенции органов местной власти, определенного законодательством страны, от наличия и характера основных ресурсов.

Применение существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых являются:

1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Специалисты выделяют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства :

1. Прямое управление.

2. Муниципально-подрядная система.

3. Муниципально-арендная система.

1. При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями. В мировой практике органы управления муниципальными предпри­ятиями могут быть сформированы различными способами. Наибо­лее распространено назначение руководителей предприятия из числа муниципальных служащих. Если для управления муници­пальными предприятиями требуется высокая квалификация и опыт работы, часто производится наем профессиональных, хоро­шо оплачиваемых специалистов. Практикуется также управление посредством коллегиальных и выборных органов - дирекций предприятий. По российскому законодательству допустим только один вариант создания органа управления унитарного муници­пального предприятия - назначение учредителем руководителя унитарного предприятия, а управление осуществляется согласно уставу, утверждаемому учредителем.

Специалисты отмечают, что у муниципальных предприятий имеется ряд преимуществ перед частными и государственными. Услуги муниципальных предприятий для населения обычно де­шевле, чем частные, качественнее и оперативнее услуг государст­венных предприятий. Доходы, получаемые от услуг населению, идут не в пользу частных лиц или государства, а остаются в рас­поряжении местного сообщества.

Муниципальные предприятия могут использоваться органами местного самоуправления в качестве эффективных инструментов местной экономической и социальной политики. Муниципальная монополия позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития.

Однако при этом необходимо учитывать, что большое число муниципальных предприятий при недостаточном уровне оплаты услуг, или при резком росте производственных издержек, напри­мер, из-за повышения цен на электричество, может привести к возникновению задолженности местного бюджета.

Муниципальные предприятия могут финансироваться в смет­ном порядке или на основе хозрасчета. Хозрасчет используется для предприятий, осуществляющих хозяйственно независимую деятельность, приносящую определенный доход. В местном бюд­жете учитывается только определенная доля прибыли, остающаяся в распоряжении учредителя. Сметный порядок применяется для муниципальных учреждений, а также предприятий, не принося­щих доход.

Органы местного самоуправления имеют право создавать экономические предприятия лишь при условии, что предприятие должно преследовать некоммерческую цель, и масштабы деятель­ности предприятия должны находиться в приемлемом соответствии с возможностями местного бюджета.

2. При муниципально-подрядной системе строительство и

выпол­нение определенных функций ведется не службами муниципалите­та, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными под­рядчиками, получающими часть прибыли. Подрядная система иг­рает очень важную роль в современном муниципальном хозяйст­ве, однако ее эффективное применение требует соблюдения опре­деленных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

3. Муниципально-арендная система применяется не с целью

из­бавления органов местного самоуправления от расходов по экс­плуатации имущества, а лишь при условии невозможности распо­рядиться муниципальным имуществом более выгодным образом. Муниципальное имущество на определенный срок сдается в арен­ду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды пол­ностью отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества в обмен на фиксированные, регулярно уп­лачиваемые арендатором платежи. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений местных органов власти по решению тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования.

4. Муниципальная концессия представляет собой уступку муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяй­ство в определенной сфере деятельности. Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета нести ту или иную часть местного хозяйства. Местные власти оказываются связанными заключенным договором на много лет вперед и не могут отказаться от невыгодных концессионных договоров.

Эксперты отмечают, что при концессиях около 50% прибыли переходит из общественных в частные руки. При этом концесси­онная эксплуатация общеполезных предприятий чаще всего не обеспечивает ни интересы потребителей (высокие тарифы), ни ин­тересы работников таких предприятий (минимальная зарплата).

Реальных же инструментов, позволяющих бороться с крупными внешними, особенно зарубежными, концессионерами у местных органов власти, как правило, нет. Практика показывает, что при концессии частная монополия не стремится вкладывать средства в развитие и техническое совершенствование производст­ва и при окончании договора муниципальному образованию воз­вращается изношенное оборудование и недвижимость.

Сторонниками такой системы являются исключительно пред­ставители частного бизнеса. Концессия муниципального имущест­ва, строительства муниципальных объектов, эксплуатации зданий экономически не эффективна и малопригодна в практике муници­пального хозяйства.

Местные органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости оказания, при этом для отдельных видов услуг в цену может закладываться оп­ределенная норма прибыли.

Также за счет бюджета финансируются такие виды услуг, пла­ту за которые взимать с потребителя невозможно или затрудни­тельно (уличное освещение и т.п.).

Все услуги должны оплачиваться пользователями (хотя бы в минимальной части), за исключением тех, плату за которые взи­мать экономически или технически нерационально. Платность ус­луг позволяет минимизировать случаи бесхозяйственного исполь­зования услуг, стимулирует потребителей к соблюдению режима экономии в их употреблении.

С точки зрения экономической эффективности желательно, чтобы доходы, получаемые от оказываемых услуг позволяли оку­пать переменные, текущие издержки муниципальных предпри­ятий. Постоянные, капитальные издержки допустимо при необхо­димости возмещать из средств местного бюджета.