Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса - указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Современное законодательство не только усложняет жизнь многим застройщикам, но и заставляет нести расходы на сотрудников, которые будут отслеживать постоянные изменения в нормативных документах. Так, допуск СРО застройщику стало одним из самых популярных поисковых запросов после принятия соответствующих изменений. Прошло немного времени, подзаконные акты приняты, и мы можем рассказать подробнее, как работать застройщикам с нововведениями.

Определимся с пониманием зоны ответственности. Нам нужен п.3 ст. 706 ГК РФ – там четко разграничены термины в этой сфере. Суть – генеральный подрядчик является юридическим лицом, которое носит прямую, а не субсидиарную ответственность в строительной сфере. Договор, который регулирует организацию девелоперских работ, является основным определением ответственности заказчика.

Перед объяснением сути допуска СРО застройщику также необходимо ознакомиться с перечнем работ, для которых необходим специальный лицензированный сертификат – его застройщик или генеральный подрядчик должен проверить у привлекаемых к работе субподрядчиков. Подробнее в приказе №624 от 2009 года.

Что такое допуск СРО?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с обжалованием незаконных действий должностных лиц, жилищными спорами, взысканием неустойки с застройщиков. Большой опыт работы по 214 ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ проводится реформа саморегулирования в строительстве. Основные положения закона вступают в силу 1 июля 2017 года. К сожалению, в рассуждениях о различных конъектурных моментах функционирования СРО, которые в большей степени волнуют руководителей и аппарат этих объединений, не уделяется должного внимания последствиям этой реформы для рядовых членов СРО: строителей, проектировщиков, изыскателей, а с 1 июля этого года еще и застройщиков (технических заказчиков).

Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на 1 июля 2017 года) застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. В п. 22 ст. 1 Кодекса перечислены функции технического заказчика, которые вправе возложить на него застройщик.

К числу таких функций относятся:

  • заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • подготовка заданий на выполнение указанных видов работ;
  • предоставление материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ;
  • утверждение проектной документации;
  • подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
  • осуществление иных функций застройщика, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности (включая строительный контроль, предусмотренный статьей 53 Кодекса).

Если в части функций технического заказчика существенных изменений законодательство не претерпело, то с обязательным членством в СРО застройщиков (технических заказчиков) ситуация серьезно поменялась .

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 – 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

  • Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

  • Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

  • Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

  • Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

  • индивидуальный жилой дом;
  • объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Николай Малышев

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай МАЛЫШЕВ, генеральный директор Общероссийского общественного фонда "Центр Качества Строительства"

___________________________________

В первый год функционирования системы СРО согласно приказу Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 застройщики (заказчики) не обязаны были являться членами таких организаций.

Затем на протяжении первых 6 месяцев 2010 года согласно приказу Минрегиона России от 21 октября 2009 г. № 480 для осуществления одной из функций застройщика (строительный контроль) требовалось членство в СРО.

В дальнейшем приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 установил, что застройщик, осуществляющий строительный контроль своими силами (кроме объектов атомной энергетики), может не являться членом СРО (в отличии от привлеченных специализированных организаций по строительному контролю).

Для застройщиков (технических заказчиков) каких-либо исключений из общего правила не предусмотрено, и уровень их ответственности, определяющий размер взносов в СРО, будет устанавливаться, как для подрядчиков, которые заключают с ними договоры на выполнение изысканий, проектирование, строительство.

С 1 июля 2017 года только субподрядные организации могут не являться членами СРО. При этом они лишают себя возможности самостоятельно участвовать в подрядных торгах и вправе заключать договоры только с генеральным подрядчиком (другими субподрядчиками).

Размер взноса в фонд обеспечения договорных обязательств строительной СРО может отсечь малый бизнес от государственных контрактов, стоимость которых превышает 60 млн. рублей.

С 1 июля 2017 года строительные организации могут быть членами только региональной СРО по месту своей регистрации (региональный принцип формирования строительных СРО).

Эволюция жилья: как новые стандарты территорий помогают девелоперам строить лучше

Какие положения предусматривает стандарт комплексного развития территорий, придерживаются ли его девелоперы и когда он станет обязательным.

Массовая застройка советского периода сделала городскую среду в России разнородной и негармоничной. Несмотря на то, что существует устойчивый спрос на качественное жилье, большинство девелоперов продолжают строить дома по советским нормам - новые районы, которые, по данным ДОМ.РФ, составляют 28% жилого фонда страны, с незначительными изменениями воспроизводят советский типовой микрорайон.


Одни обсуждают, другие зарабатывают

Стандарт комплексного развития территорий призван повысить качество жилой среды, создать условия для благополучия жильцов, их реализации и развития, а также социального взаимодействия. Он состоит из шести книг и четырех каталогов, и его велась на протяжении почти трех лет - с сентября 2016-го по май 2019 года. По данным Минстроя, научная и экспертная база стандарта объединяет более 200 экспертов из десяти стран мира, специализирующихся более чем в 15 областях знаний, к разработке методического руководства были привлечены более 20 ведущих российских и международных научных институтов.

Документ, в частности, регламентирует, что 90% объектов торговли, услуг и досуга повседневного спроса должны быть расположены рядом с домом, более 50% жителей должны пользоваться комфортным общественным транспортом, до 40% площади застройки должно быть занято объектами коммерческой и общественно-деловой инфраструктуры, высота домов не должна превышать девяти этажей. Как сообщает ДОМ.РФ, все это должно создать функционально разнообразные, компактные и безопасные населенные пункты с комфортным жильем и высокой транспортной доступностью.


Рендер строящегося района . Пресс-служба строительной компании Брусника

Хотя стандарт комплексного развития территорий, одобренный проектным комитетом по «Жилье и городская среда» весной 2019 года, только к утверждению на федеральном уровне, отдельные застройщики уже начали применять его методы и получили благодаря этому экономическую выгоду.

Своим опытом они поделились на специальном семинаре, организованном ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Мероприятие собрало около 400 специалистов из 56 регионов России, в нем приняли участие представители региональных органов власти, главные архитекторы регионов и городов, руководители более чем 160 компаний-застройщиков.

Глава группы концепций компании (Екатеринбург) Дмитрий Ступин отметил, что стандарт комплексного развития территорий отвечает запросам на высокое качество жизни, разнообразие и доступность жилья, условия для благоприятной жизнедеятельности человека и его развития. Однако при переходе на новые нормы неизбежно возникает конфликт со старыми ценностями общества, считает Ступин. Так, необходимо обеспечить «бесшовность» новой жилой , соответствующей стандарту, и старых городских территорий.

В пример Ступин привел строящийся район в Екатеринбурге, окруженный старым частным сектором. Формально проект соответствует стандарту: правильная этажность, общественные пространства, соблюдены и другие параметры. Несмотря на это, проект находится «сам в себе»: созданная в нем городская среда будет разительно отличаться от соседних микрорайонов. Для решения этой проблемы необходима воля местных властей по благоустройству прилегающих территорий, считает девелопер.

« Здесь вопрос не в одном застройщике и в том, что он своей инициативой может сделать. Это должна быть комплексная работа совместно с властями города» , - сказал Ступин.

С ним соглашаются и в ДОМ.РФ - отдельный девелопер не может видеть планов города целиком: «Стандарт рекомендует развивать территории комплексно. И это в первую очередь задача, которую должны отслеживать органы местной власти. Только в этом случае получается связанная городская среда». По мнению экспертов компании, город не может развиваться, если власти и строители оперируют отдельными кварталами или микрорайонами.

Рендер строящегося района . Пресс-служба строительной компании Брусника

Противоречия в регламентах

Проблемы есть не только в градостроительном мышлении, но и в нормативных документах. Например, Ступин также обратил внимание на различия в параметрах, которые указаны в стандарте комплексного развития территорий, и градостроительном регламенте Екатеринбурга. Так, согласно стандарту максимальный процент застройки земельного участка не должен превышать 70, а максимальная высота здания - девяти этажей. В свою очередь, по градостроительному регламенту Екатеринбурга разрешено строить здания высотой до 25 этажей, при этом максимальная застройка возможна только до 32%.

« Это означает, что два параметра в градостроительном регламенте побуждают любого застройщика строить много высоких «свечек» с полями парковок» , - подчеркнул девелопер.

Поэтому, по его словам, застройщики вынуждены выкручиваться, обходить регламенты, чтобы строить качественное жилье.

Как отметили в ДОМ.РФ, стандарт предлагает рекомендованные значения комплексного развития территорий для эффективного использования земельных , и муниципальные и государственные органы власти могут уточнять и регулировать значения исходя из местной специфики. При этом по данным компании Саратов и Калининград уже ведут работу по устранению различий в градостроительной документации.

Рендер строящегося района . Пресс-служба строительной компании Брусника

Представитель Брусники отметил, что для девелопера хороший стандарт - тот, который не является догмой, так как он должен не ограничивать в действиях застройщика, а, наоборот, способствовать развитию городской среды. «Потому что у инициативного застройщика хватает внутренней мотивации делать качественную жилую среду. А когда появляется стандарт с ограничивающими рамками, эта мотивация падает, потому что упираешься в эти рамки и перестаешь быть исследователем и пытаться разобраться, как сделать хорошо и правильно», - сказал Ступин.

С ним согласился генеральный директор компании (Новосибирск) Владимир Мартыненков , который подчеркнул, что стандарт не может дать ответы на все вопросы. «Есть ситуации, которые будут требовать креатива и творчества», - отметил он. По словам застройщика, только нестандартные решения будут рождать новые подходы к строительству.


Трансформация промзоны

Заместитель генерального директора по девелопменту строительной группы (Красноярск) Евгений Ковальский в свою очередь отметил позитивную роль стандарта в развитии жилищного строительства, однако он считает, что такой документ должен был появиться лет двадцать назад.

Его компания начала задумываться о строительстве качественного жилья в начале 2000-х годов, получив в собственность территорию бывшего завода в центре Красноярска, на берегу Енисея. Это был не престижный для жизни район с самым дешевым жильем, несмотря на то, что географически он находится в центре города. С момента сдачи первой новостройки ЖК прошло десять лет, построено 16 многоквартирных домов, проект еще не завершен, но ситуация уже переломилась. Так, пять лет подряд одна из улиц жилого района становится самой дорогой на вторичном рынке Красноярска. Стоимость коммерческой недвижимости здесь в полтора-два раза выше, чем в других новостройках.

В первую очередь этого удалось добиться за счет того, что девелопер при строительстве жилья разделил общественные и приватные пространства, сделав четкую границу между двором и улицей.


. Пресс-служба строительной компании «СМ.Сити»

« Поведение и самоощущение человека в этих пространствах диаметрально противоположное. Приватная территория - это квартира, подъезд, двор. Если вы выходите в подъезд, а там много незнакомых людей, вам страшно и неприятно. На улице наоборот - вы чувствуете себя безопасно, если ночью гуляет толпа. Человек всегда по-разному относится к этим пространствам» , - объяснил Ковальский.

Кроме того, здания ЖК «Южный берег» построены по принципу безбарьерной среды без порогов и лестниц. «И это в Красноярске с нашей снеговой нагрузкой. Вообще никаких порогов! Нигде - ни в подъезды, ни в коммерческую недвижимость. Как сопротивлялись поначалу архитекторы, вы не представляете! Говорили, что невозможно, вода затечет. Проекту уже десяти лет, и ни разу ничего никуда не затекло», - подчеркнул девелопер.

Практика показывает, что беспороговый, он же безбарьерный, принцип увеличивает приток посетителей в кафе и магазины, объяснили в ДОМ.РФ. Кроме того, благодаря этому создается комфортный доступ жильцов в дом. Причем речь идет не только о маломобильных группах населения, но и о людях, например, с чемоданами или маленькими детьми. Беспороговый принцип ко всему прочему улучшает облик застройки, так как пропадают занимающие много места пандусы.


. Пресс-служба строительной компании «СМ.Сити»

Однако у красноярского девелопера не обошлось и без ошибок. Ковальский рассказал, что одно из зданий было построено с долей витринного остекления первого этажа менее 50%, и именно в этом здании остались непроданные коммерческие помещения. «Больше мы так не строим. Теперь строим так, как рекомендует стандарт: витринное остекление более 70%», - сказал он.

Девелопер, кроме того, принял решение отказаться от наземных стоянок, которые сильно снижают пешеходную привлекательность улицы. «По нашему мнению, нужно минимум 40–50% машин убирать в подземные парковки. Нужно организовывать платные парковки за пределами улицы, никоим образом не ухудшать улицы автомобильными стоянками», - считает Ковальский.

Так как стоянки занимают достаточно много места, желательно вообще снизить потребность в них, то есть в перемещениях на автомобиле, подчеркнули в ДОМ.РФ. Именно поэтому в стандарте предусмотрено больше сервисной инфраструктуры, чтобы жильцам приходилось реже выезжать за товарами и услугами за пределы зоны пешеходной доступности.


. Пресс-служба строительной компании «СМ.Сити»

« Также рекомендуется повышение уровня обслуживания общественным транспортом за счет не только обеспеченности остановками в радиусе 300–400 м, но и разнообразия маршрутов, частоты и предсказуемости прибытия - всего, что делает общественный транспорт комфортным и привлекательным для пользователей» , - отметили в ДОМ.РФ.

Людная улица как драйвер развития бизнеса

При работе над жилым районом компания старалась создать на улицах постоянную активную жизнь с раннего утра и до поздней ночи. Как объяснил Ковальский, качество жизни людей и, как следствие, престижность проживания в том или ином районе города, а соответственно, цена квадратного метра квартиры напрямую зависят от качества жизни улицы, от того, что делают люди на этой улице, сколько их и кто они такие.

«На качество городской среды, конечно, какое-то влияние оказывает благоустройство. Но в основном оно зависит от качества и состава коммерческой недвижимости», - отметил он. При этом успешность бизнеса на определенной улице напрямую связана с количеством пешеходов на ней.


. Пресс-служба строительной компании «СМ.Сити»

« Отсюда вывод: если хочешь построить хорошую улицу, нужно откуда-то взять людей на эту улицу. Простой арифметический расчет показывает, что жителей в этих домах недостаточно, чтобы создать хороший пешеходный трафик, и нужно откуда-то приводить людей» , - пояснил девелопер.

Компания решила, что помимо обычных сервисов, стрит-ретейла, магазинов и ресторанов, которые расположены на первых этажах, на вторых этажах жилых домов нужно размещать офисы. «Мы рассчитывали очень просто: сколько человек утром должны из дома уехать на работу, столько же в этот же дом должны утром приехать на работу», - сказал Ковальский.


. Пресс-служба строительной компании «СМ.Сити»

В итоге 30% недвижимости жилого комплекса застройщик предназначил для бизнеса - это шести-восьмикратное превышение того объема, который нужен жильцам домов для удовлетворения своих социальных и бытовых нужд. Ковальский признал, что было очень сложно найти арендаторов для такой большой площади коммерческой недвижимости. При этом девелоперу было важно подобрать для своего района статусные компании.

« Мы были готовы сдавать помещения в аренду бесплатно только для того, чтобы там появились именно эти магазин или кафе. Как только у нас это получилось, сработал триггер - остальные магазины на этой улице быстренько продались» , - рассказал он.

Владимир Мартыненков тоже отметил важность правильного подбора бизнеса для коммерческой недвижимости в жилых домах. При возведении ЖК «Ясный берег» в Новосибирске застройщик ушел от идеи создания избыточного количества таких помещений, чтобы они не пустовали. Однако уже построенные коммерческие площади компания решила продавать, а не сдавать в аренду, как это делает большинство девелоперов. Сначала идея казалась удачной с точки зрения бизнеса, но спустя год стали видны подводные камни.


«Для жилого комплекса нужен перечень арендаторов определенного класса, чтобы они поддерживали концепцию и функциональность объекта. Первый год все было хорошо - с компаниями, которые подобрали мы. Но через год они почему-то начали резко меняться и процентов 50 компаний собрались ужасные. Особенно меня добила ситуация, когда мы помещение под аптеку продали аптечной сети, а через год там открыли пивной магазин», - говорит Мартыненков.

Он убежден: подбор арендаторов влияет на престиж жилого района, поэтому во второй очереди объекта застройщик будет владеть коммерческими помещениями сам и сдавать их в аренду только тщательно подобранным компаниям.

Вместе с тем, как подчеркнули в ДОМ.РФ, согласно стандарту коммерческие помещения на первых этажах жилой застройки целесообразно располагать далеко не везде, а только на самых оживленных улицах.


. Пресс-служба строительной компании «Группа Мета»

Экономический эффект

Благодаря в том числе правильному выбору арендаторов цены на квартиры в красноярском жилом комплексе «Южный берег» значительно увеличились.

« За семь лет этот район превратился из самого дешевого в самый дорогой. Дороже нас не продает никто» , - говорит Ковальский.

Он пояснил, что при средней цене квадратного метра жилья в Красноярске 56 тыс. рублей на первичном рынке и 60 тыс. на вторичном квартиры в почти готовых домах ЖК «Южный берег» продаются по 85 тыс. за метр.

Грамотно сформированный пешеходный поток повысил ликвидность коммерческой недвижимости, которую раньше приходилось допродавать уже после сдачи дома. По себестоимости коммерческая недвижимость практически не отличается от жилой, а продается намного дороже, добавил девелопер.

В ЖК «Южный берег» в период сдачи дома она стоит 110 тыс. рублей за квадратный метр при себестоимости 42–43 тыс. «При этом остальным застройщикам Красноярска, я считаю, удача продать коммерческую недвижимость по 50 тыс. в момент строительства», - добавил он.

По словам Ковальского, около 70% жилья Красноярска - старая советская застройка, которая совершенно не соответствует современному представлению о комфортных домах. Он считает, что людей морально не устраивает такое жилье и его поменяют на более комфортное при первой же финансовой возможности. «Поэтому нужно переставать строить "советские окраины"», - заключил девелопер.

. Пресс-служба строительной компании «Группа Мета»

Отказ от «советских окраин»

С ним соглашается руководитель департамента архитектуры и строительства Воронежской области, выпускник программы «Архитекторы.рф» Андрей Еренков .

« О том, что российские города стали менее гармоничными, более агрессивными и безликими, бесконечно говорится со всех трибун. Налицо рост массового неудовлетворения. В этой связи появление стандарта является своевременным и актуальным» , - отметил он.

Еренков пояснил, что для чиновников в первую очередь важна просветительская роль стандарта, который учит отличать хорошие решения от неудачных, что особенно актуально в контексте реализации «Жилье и городская среда». Кроме того, документ полезен в качестве доказательной базы в диалоге с застройщиками, у которых нет мотивации строить качественное жилье, так как возведенные по старым принципам новостройки тоже продаются неплохо.

Для того чтобы мотивировать застройщиков, Минстрой России рассматривает возможность финансового регионов для строительства качественного жилья по стандарту комплексного развития территорий. «На данный момент пока в правилах финансирования у нас нигде это не прописано. Но мы действительно об этом думаем, потому что всегда помимо агитации есть еще и финансовый стимул. Может быть, через какое-то время субъектам это предложим», - сказал журналистам на семинаре министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев .


. Пресс-служба строительной компании «Группа Мета»

Глава Минстроя отметил, что на данном этапе важно рассказывать регионам об успешном опыте применения стандарта комплексного развития территорий. «А после этого, конечно, подумаем, как их финансово стимулировать», - добавил он. Якушев допустил, что для этого можно использовать уже существующие программы стимулирования жилищного строительства или расселения аварийного жилья.

Министр при этом подчеркнул, что применение стандарта комплексного развития территорий имеет экономическую выгоду для застройщиков, так как за счет этого повышается стоимость квартир в таких новостройках, а люди гораздо охотнее селятся в благоустроенных микрорайонах.

Кроме того, по словам Якушева, банки при рассмотрении заявок от девелоперов на проектное финансирование обращают пристальное внимание на концепцию застройки микрорайона, городскую среду, так как это влияет на продажи. Генеральный директор ДОМ.РФ Александр Плутник, в свою очередь, добавил, что качественные проекты жилищного строительства продаются быстро - это позволяет застройщикам ускорять оборот вложенных средств.

Однако в ближайшее время стандарт комплексного развития территорий не планируется делать обязательным, так как государство понимает, что для этого требуется переходный период. Якушев отметил, что двух-трех лет для этого не хватит, поскольку такой срок сопоставим с циклом строительства одного дома. «Если говорить в целом о внедрении стандарта на всей карте России, я думаю, что это как минимум два политических цикла», - пояснил он.

При этом министр подчеркнул, что применение стандарта комплексного развития территорий потребует серьезных компетенций как от застройщиков, так и от чиновников, которые влияют на градостроительную политику. Впрочем, опыт девелоперов из российских регионов показывает: применение подходов стандарта в добровольном порядке уже сейчас позволяет строить жилье, которое действительно нравится покупателям.

Анастасия СОЛДАТОВА,
«Будущее России. Национальные проекты»


Фото: www.modern-lib.ru

Другие публикации

Заказчик-застройщик — участник инвестиционного процесса, который обеспечивает и координирует реализацию строительных объектов, контролирует ход, качество и сроки выполняемых работ. Необходимость вступления заказчика в саморегулируемую организацию представлена в положениях законодательной инициативы от 27-го июля 2010 года.

Нужен ли допуск СРО техническому заказчику и в каких случаях

Реформы в строительном законодательстве напрямую не регламентируют обязательность вступления , но подведомственные ему организации, уполномоченные на выполнение определенных работ, должны состоять в саморегулируемой организации.

Например, если строительный заказчик без свидетельства СРО имеет договорные обязательства с компаний-подрядчиком, состоящей в профильном объединении и имеющей допуск на генеральный подряд, он вправе предоставить данной компании осуществлять реализацию строительства. Но поручить контролирующие и надзорные функции заказчик данной организации не вправе. Для реализации указанных видов деятельности техзаказчику дополнительно необходимо оформить контракт с компанией-членом профильного СРО.

За принятие на работу генподрядчика, не состоящего в СРО, для заказчика предусмотрен штраф в зависимости от степени нарушения согласно нормам Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что заказчик должен состоять в саморегуляторе, если он предполагает реализовывать функции контроля и надзора за строительством самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Также членство в СРО необходимо заказчику-застройщику в случае самостоятельного привлечения подрядчиков для реализации деятельности по организации строительного процесса.

Следовательно, для осуществления полномочий по надзору, контролю, координированию строительства заказчику нужен .

Что делать, если нет допуска

Если у застройщика нет допуска, ему необходимо вступить в соответствующее партнерство для санкционированного осуществления полномочий по контролю и надзору в строительстве.

Без допуска компания-заказчик может заключить договор с генеральным подрядчиком и сторонней организацией, состоящими в СРО.

Необходимо отметить, за причинении вреда третьему лицу по причине некачественной реализации строительных объектов, ответственность несет исполнитель. Если компания-исполнитель является членом соответствующей саморегулируемой организации, предусмотрена субсидиарная ответственность в границах компфонда данного объединения.

Итог

Наличие допуска для заказчика законодательно не закреплено, но для управления строительством членство в СРО является необходимым и важным условием эффективной деятельности структуры.

В связи с изменением законодательства в сфере лицензирования юридических лиц и частных предпринимателей часто возникает вопрос, когда нужно застройщику СРО. Поскольку он обязан осуществлять строительный контроль, что оговаривается в ст. 53 ГрК России, у него есть возможность поручить эту задачу специализированной фирме. Положения статьи 55.8 того же кодекса информируют, что манипуляции, оказывающие воздействие на безопасность объектов капитальной застройки, вправе осуществлять только те ИП и фирмы, которые имеют разрешение. Однако обязательность получения свидетельства регулярно оспаривается, в том числе в судах, так как законодательство не дает однозначной трактовки. Две совершенно разных точки зрения имеют право на существование в связи с несовершенством государственных постановлений и законов.

Что такое застройщик и нужен ли ему допуск?

В строительной области немало функций делегируется, однако общего порядка и понимания помогает придерживаться Гражданский кодекс. Согласно этому документу застройщиком является физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает на относящейся к нему территории строительство, капремонт, реконструкцию. Для проведения личного полноценного контроля за происходящим на стройплощадке ему обязательно нужно соответствующее разрешение. Он должен наблюдать за:

    ходом исполняемых задач;

    соблюдением обозначенных сроков;

    применением качественных материалов;

    соблюдением технологий строительства.

Большинство экспертов склоняется к тому, что застройщик должен иметь допуск. Если компания не входит в состав некоммерческой саморегулируемой организации, она может поручить генеральному подрядчику все виды работ, кроме строительного контроля. Именно в связи с этой особенностью настоятельно рекомендуется иметь допуск. Решается вопрос двумя способами: получить свидетельство от саморегулируемой организации или же заключить договор на реализацию строительного надзора с третьим лицом, имеющим соответствующий допуск именно на такие виды работ.

Нужно ли быть застройщику в саморегулируемой организации?

Если по каким-то причинам частный предприниматель или юрлицо не хочет или не может стать членом ассоциации, то можно решить этот вопрос иным путем. При основательном разборе ГК и ГрК РФ выявляется возможность заключения договора с другой компанией, которая получила разрешение на выполнение функций заказчика-застройщика.

Насколько это рационально и выгодно, зависит от каждого рассматриваемого случая. Все ситуации индивидуальны, поэтому эксперту нужно вникнуть конкретно в ваши условия и на основе глубокого анализа сделать вывод.

Если заказчик запланировал личными ресурсами контролировать строительный процесс, то допуск ему необходим в любом случае. При привлечении третьего лица на основе официального договора ему нужно вступить в организацию на осуществление функций заказчика-застройщика.

Следующая ситуация - привлечение специалистов для ведения строительства, капитального ремонта, реконструкции по заключенному с соблюдением всех правил договору генподряда. В этом случае допуск на генеральный подряд требуется для компании-исполнителя.

Если в предстоящих планах заказчика самостоятельное привлечение подрядчиков для профессионального ведения специальных работ, то условия несколько меняются. Здесь, уже в обязательном порядке, официально действующие строители должны иметь допуск на подряд генерального типа. Это неоспоримое условие для обеспечения законной деятельности по организации процесса строительства.

Немаловажным является тот факт, что наем генерального подрядчика без свидетельства от саморегулируемой организации строителей влечет ответственность административного плана. Размеры штрафа оговорены в КоАП. В связи с этим нужно не только самостоятельно получить свидетельство, но и внимательно проверить документацию привлеченных к строительству частных предпринимателей и компаний.

При наличии нарушений в виде отсутствия допусков сделка нередко аннулируется. Юридическое лицо, которое заключило договор без соответствующего разрешения, ликвидируется. Средства, переданные по сделке, возвращаются каждой из сторон.

Если самостоятельно разобраться с документами сложно, то сотрудники «Ригби» подробно все разъяснят: в каких случаях допуск обязателен, а в каких - допустимо работать без него, и когда это влечет за собой административную ответственность. Прием клиентов ведется по предварительной записи, мы готовы принять вас в офисе компании на протяжении всей рабочей недели.

Должен ли застройщик вступать в СРО?

Распространилось мнение, что строитель обладать свидетельством о допуске к работам не обязан. Этот вывод основывается на специфике Перечня видов работ, оказывающих воздействие на безопасность объектов.

Однако есть и совершенно иная точка зрения, обоснованная в статье 9.5.1 КоАП. Она информирует об ответственности за выполнение работ без свидетельства, если оно является обязательным для получения.

В обязанности застройщика входит довольно большой перечень проверок. Среди них:

    соблюдение достоверности документирования данных входного контроля;

    промежуточная приемка конструкций;

    соответствие завершенного сооружения проектной документации и рабочих бумаг.

У застройщика должен быть допуск, если он не прибегает к постоянному юридическому сопровождению. Проблема заключается в двоякой трактовке законодательства, поэтому без веского аргументирования юриста суд может принять решение не в пользу компании, которая в принципе и не нарушала правил ведения бизнеса.

Когда нужно вступать в СРО?

Согласно Письму Минрегиона РФ № 40915, получить оригинальное свидетельство о допуске важно исключительно лицу, которое привлекается для проведения контроля за строительным процессом в рамках договора. Казалось бы, тут все понятно. Однако же Служба Государственного строительного надзора продолжает привлекать компании к материальной ответственности ввиду отсутствия допуска к работам по надзору.

Однозначно можно сказать, что законы Российской Федерации регламентируют следующее: у компании должны быть допуски, если она собирается контролировать все процессы своими силами, то есть без привлечения третьих лиц. С остальными же случаями нужно разбираться в индивидуальном порядке, беря во внимание постановления арбитражных апелляционных судов.

Может ли вступить в СРО заказчик-застройщик?

Любое лицо, занимающееся строительством, реконструкцией и ремонтом капитальных объектов, в любое время имеет возможность стать членом некоммерческой саморегулируемой организации. Помимо соблюдения государственных требований, сертификат позволяет ему:

    оперативно коммуницировать с муниципалитетом;

    быстро решать вопросы с привлечением специалистов;

    получать актуальные данные о проведении тендерных торгов по распределению заказов на капитальное строительство.

Допуск для заказчика-застройщика на выполнение работ по проектированию, строительству, благоустройству обезопасит компанию от штрафов и санкций, пока законодательная база еще не приобрела четкость и однозначность трактования.

Стоит учесть тот нюанс, что ранее государственному заказчику приходилось вступать в саморегулируемую организацию. Однако в последующем данную норму закона убрали. Тем не менее, остается вероятность того, что органы проверки и вышестоящие службы будут требовать наличие свидетельства. Здесь поможет отстоять правоту и не допустить наложения штрафов только грамотная юридическая поддержка.

Нужно ли СРО инвестору-застройщику?

Заказчик является связующим звеном между фирмой-проектировщиком, инвестором, генеральным подрядчиком и органами власти. Инвестор, в свою очередь, не обязан получать какие-либо допуски, если все вопросы по строительству и контролю ложатся на плечи исполнителя. Однако ему необходимо знать, есть ли у исполнителя нужные разрешения.

Наличие правильно оформленных бумаг позволит избежать разбирательств и затягивания сроков сдачи объекта.

Нередко часть строительных работ заказчики выполняют своими силами. В таком случае свидетельство для них необходимо. Это касается тех работ, которые включены в перечень классификатора, утвержденного Минрегионом в Приказе № 624.

Получение допуска для застройщика

Специалисты «Ригби» помогают вести бизнес крупным компаниям и начинающим предпринимателям. Мы оказываем помощь в подготовке комплектов бумаг, подаче их в соответствующие службы, саморегулируемые организации. Благодаря нам вы сможете оформить документы всего за один рабочий день.

Подробно рассмотрев обращение, мы расскажем о всех рисках отсутствия допусков, а также укажем на необходимость или ее отсутствие вступления в организацию. Для удобства клиентов компания выделяет личного консультанта, который в дальнейшем будет вести ИП или фирму.

Стоимость разрешения в разных организациях колеблется, поэтому точную сумму можно сказать при рассмотрении оптимальных вариантов. Необходимо подготовиться к денежным затратам, среди которых взносы в компенсационный фонд, а также вступительные и членские. Понадобится страховка, а также целевые перечисления.