Фармация является составной частью здравоохранения, и ее состояние в любой стране мира зависит от общего уровня развития медицинских услуг. Во многих странах функционирует страховая медицина: в Евросоюзе, включая страны Балтии, в США, Российской Федерации.

Страховая медицина – это система мероприятий по формированию страховых фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи в рамках страховых программ. Рассчитана на определенный круг участников, делающих страховые взносы.

В зарубежных странах существуют два вида медицинского страхования – частное и социальное. Первому виду соответствует добровольный порядок участия в страховых программах, второму – обязательный, регулируемый законом.

Частное страхование – это разновидность оказания платной медицинской помощи. Население покупает полисы частного медицинского страхования. Эти средства аккумулируются в особых фондах, держателями и распорядителями которых являются частные страховые компании. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую застрахованным. При частном страховании от размера взноса зависит объем финансирования в момент получения медицинской помощи: более дорогой страховке соответствует больший объем вознаграждения.

В отличие от частных страховых фондов социальное страхование обслуживает интересы более значительных групп населения в пределах территории, отрасли, групп предприятий и т.д. Этот вид страхования обычно предполагает перераспределение дохода в пользу относительно бедных отраслей и предприятий.

Франция. Начиная с 2000 г., по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), система медицинского обслуживания Франции занимает первое место в мире среди 191 страны по критериям эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. По мнению экспертов Евроиндекса и ВОЗ, именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование, и ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения.

Французская система здравоохранения формировалась на протяжении всего ХХ столетия. После окончания Первой мировой войны правительство Франции пришло к необходимости создания системы социального страхования, которая к тому времени уже работала в Германии. Однако обязательным для работающих по найму страхование стало только в 1930 году. Охват практически всего населения (99 %) защитой от социальных рисков, в том числе по болезни, беременности и родам, завершился только к 1980 г.

Во Франции существует многоканальная система финансирования здравоохранения. Практически 74% всех расходов на здравоохранение оплачивает национальная система медицинского страхования. Организации взаимного страхования и частные страховые компании покрывают соответственно около 7% и 5%. Менее 3% возмещается за счет средств налогообложения. На долю пациентов приходится 13%. Это создает гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Доля расходов на здравоохранение в ВВП страны составляет 10,6% – по данному показателю страна занимает четвертое место в мире после США (15,3%), Швейцарии (11,6%) и Германии (10,9%). Индия тратит на здравоохранение всего 1% ВВП.


Каждый работник отчисляет в страховую компанию определенный процент для дальнейшей оплаты медицинского обслуживания и возмещения стоимости лекарственных средств. Оплату в кассы производят также пенсионеры.

Система медицинского страхования возмещает расходы на медицинские услуги и лекарственные средства. К возмещаемым медицинским услугам относятся:

Стоимость лечения в государственных и частных больницах;

Амбулаторные услуги врачей общей практики. зубных врачей, акушерок, специалистов;

Стоимость диагностических, лечебных, восстановительных и физиотерапевтических процедур, назначенных врачом и выполняемых лаборантами, медицинскими сестрами, физиотерапевтами, логопедами;

Стоимость лекарственных средств, медицинских приспособлений и протезов, назначенных врачом и включенных в перечень медицинской продукции, расходы на которую подлежат возмещению;

Транспортировка больного, осуществляемая по распоряжению врача.

Лица, имеющие медицинскую страховку, по направлению врача-консультанта социального страхования могут получить путевку на санаторно-курортное лечение.

Большое внимание во Франции уделяется охране материнства и детства. Франция разделена на департаменты, департаменты на районы. В каждом районе имеется центр по охране материнства и детства, консультация для беременных и новорожденных, консультация для детей 3-5 лет.

Матери и семьи, имеющие детей, получают пособия, которые выплачиваются либо Министерством здравоохранения, либо кассами Министерства труда и социального обеспечения.

Во Франции постоянно растет рождаемость – на каждую женщину приходится в среднем два ребенка. Продолжительность жизни достигла 77,7 лет у мужчин и 84,3 лет у женщин; в среднем – 81 год – пятое место в мире.

На первом месте по продолжительности жизни Андорра – 82,75 года (80,4 года мужчины и 85,1 женщины), на втором – Япония (82,15), на третьем – Сан–Мариино, на четвертом – Сингапур (по 82 года).

Италия. Италия занимает второе место в мире после Франции по уровню развития медицинского страхования.

После второй мировой войны в Италии действовало около 100 различных видов медицинских страховок, которые обеспечивали предоставление населению различного уровня медицинских услуг. В 1978 году с целью упорядочения подходов к оказанию медицинской помощи различным социальным группам людей вне зависимости от региона проживания была создана Итальянская национальная служба здравоохранения (ИНСЗ). Главный принцип ее функционирования: здоровье – фундаментальное право каждого гражданина и государственный интерес.

В 1998 году в системе здравоохранения Италии были проведены новые реформы. В ходе реализации реформ система здравоохранения Италии была децентрализована и разделена на три уровня: национальный, региональный, локальный. Национальный уровень представлен Министерством здравоохранения, которое осуществляет организацию охраны здоровья в стране и выполнение глобальных целей – соблюдение прав граждан на доступ к медицинской помощи и ее унификацию. До 2004 года Министерство здравоохранения распределяло финансы Национального фонда здоровья, вместо которого создан Фонд выплаты компенсаций бедным регионам.

Министерство здравоохранения контролирует также фармацевтический рынок, исследования в области медицины, национальные профилактические программы (информирование, вакцинация), ветеринарную медицину.

На региональном уровне власти контролируют деятельность учреждений здравоохранения, оценивают эффективность и качество услуг, предоставляемых государственными и частными организациями здравоохранения, распределяют ресурсы по больницам.

На локальном уровне функционируют более 200 медицинских объединений, действующих на принципах самоуправления. В каждое объединение входит от 50 до 200 тыс. человек.

Источником финансирования национальной системы здравоохранения стал подоходный налог, который уплачивают и граждане, и работодатели.

В связи с ограниченностью финансирования здравоохранения (расходы Италии на здравоохранение – примерно 6% ВВП) недостаточно развита превентивная медицина (профилактические осмотры), послеоперационная реабилитация, помощь пожилым людям, тяжелобольным и страдающим психическими заболеваниями.

Граждане всех стран имеют право на скорую медицинскую помощь во время пребывания в Италии. Бригады скорой помощи действуют на всех вокзалах, в аэропортах, в крупных отелях и даже рядом с наиболее популярными достопримечательностями. Одними из лучших признаны в Европе спасательные пункты, развернутые в горных районах Италии. В стране действует единый номер вызова скорой помощи – 118. В составе бригад скорой помощи работают волонтеры, закончившие 4–5-месячные курсы. Их задача – доставить пострадавшего в больницу, в которой ему будут оказывать помощь, и определить код помощи: красный – пациента направляют сразу в реанимационное отделение или в операционную; желтый – пациент ожидает в очереди минимальное время; зеленый – пациент может подождать (например, потерял сознание на улице, потом стало лучше); белый – пациент может ожидать продолжительное время.

Врачи общей практики и педиатры оказывают пациентам консультативную помощь, в случае необходимости посещают больных на дому, направляют на обследование и к другим специалистам, назначают лекарственные средства, выдают направления на плановую госпитализацию, в том числе в частные клиники, на санаторное лечение, организуют нуждающимся помощь медицинской сестры или сиделки.

Заработная плата врача напрямую зависит от количества обслуживаемых зарегистрированных пациентов, поэтому каждый итальянский врач заинтересован, чтобы именно его выбрали из списка. Максимальное число пациентов для врача общей практики 1500, для педиатра – 800. Доходы врача могут быть увеличены за лечение хронических больных и экономное расходование бюджетных средств.

Узкие специалисты ведут прием в больнице или в собственном кабинете. Посетить такого врача можно, имея направление от врача общей практики и уплатив денежный взнос от 13 до 36 евро (в зависимости от региона). Направление не требуется только при посещении офтальмолога и гинеколога. Заработная плата узким специалистам начисляется за отработанные часы. Большинство окулистов – представители частной системы здравоохранения, однако в случае угрозы зрению медицинская помощь будет оказана на основе страхового полиса.

Услуги стоматолога не подпадают под условия страхования, поэтому всегда платные. Платными являются также все обследования.

Итальянское здравоохранение делает ставку на внебольничное лечение, в ходе реформ с 1990 по 2001 год в итальянских больницах количество коек на тысячу человек сократилось с 7,2 до 4. По итальянским стандартам, больница – это учреждение здравоохранения, предоставляющее комплексное интенсивное лечение в острой стадии заболевания. Комплекс больничных услуг включает срочную госпитализацию по направлению врача, курирующего срочные случаи; плановую госпитализацию и услуги узких специалистов по направлению врача общей практики или педиатра; дневной стационар, который назначается врачом больницы. Большинство больниц финансируется местными медицинскими объединениями, за исключением крупных больничных комплексов, которые сохраняют финансовую автономию.

При финансовой поддержке Европейской комиссии в Италии внедряется проект под названием «виртуальная больница». Цель проекта – оказание медицинской помощи через Интернет: консультации врача (медицинский совет), уточнение диагноза, информация о наличии коек, о лекарственных средствах.

Если в конце ХIХ века в Европе, в том числе и в Италии, средняя продолжительность жизни составляла 47 лет для мужчин и 44 года для женщин, то в настоящее время этот показатель – один из самых высоких в мире. По данным Института статистики Италии, с 1974 по 2003 год средняя продолжительность жизни мужчин–итальянцев увеличилась на 7 лет и составила 77 лет, женщин – почти на 8 лет и равна 83 года (в среднем 80,05 года – 11–е место).

США. В 2000 г. американцы израсходовали на здравоохранение 1 трлн. долл., т.е. более 15% валового внутреннего продукта. Больше американцы тратят только на питание и жилье.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями: в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США, в настоящее время 85%. В прошлом году принят "Закон о доступном здравоохранении для Америки", в соответствии с которым число американцев, имеющих страховку, возрастет до 95% (население США составляет около 310 млн. человек).

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенными являются компенсационное страхование, или страхование «платы за услуги», и страхование так называемых управляемых услуг.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании «платы за услуги» оплачивается стоимость услуг, которые фактически предоставляются пациентам. При страховании «управляемых услуг» медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором – они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. Число незастрахованных американцев приближается к 50 млн. чел.

В США разработана система взаимоотношений клиент–страховая компания–врач.

Все пункты медицинского страхования работают очень слаженно. Особенно важно для страховой компании и для клиента, как налажена связь страховая компания – врач. В каждом страховом случае врач действует по схеме, утвержденной страховой компанией. Протоколы диагностики и лечения включают те назначения, которые в каждом страховом случае являются самыми необходимыми, эффективными, действенными. Правильно установленный диагноз и соответствующее лечение – тот результат, к которому стремится страховая компания, предлагающая медицинское страхование.

Особое внимание страховые компании уделяют перечню лекарственных средств и схемам лечения. В стране каждый шаг врача находится под контролем. Американские врачи не назначают лекарственные средства, которые не включены в официально принятый на уровне министерства здравоохранения или страховой компании перечень лекарственных средств. В случае предъявления иска врачу за профессиональную ошибку проводится проверка всех его предписаний. Если в листе назначений фигурирует «нелегальное» лекарственное средство, последствия такой проверки могут оказаться плачевными для врача. Отработанные и четкие схемы лечения, регулярное обновление списка лекарственных средств избавляют страховые компании от врачебной полипрагмазии, клиента - от последствий врачебной ошибки, а врача – от судебных разбирательств.

Список лекарственных средств в арсенале американского врача очень специфичен. В нем нет, например, иммуномодуляторов - эти препараты по такому показателю, как эффективность, не достигли уровня антибиотиков и нестероидных противовоспалительных препаратов, поэтому всегда есть вероятность отсутствия эффекта от их применения.

Ни одна страховая компания не оплатит стоимость лечения с применением гипноза, иглоукалывания, гомеопатических или фитопрепаратов. С точки зрения страховой медицины такая терапия является нетрадиционной и эффект от ее применения спорный.

По продолжительности жизни США из 192 стран занимают тридцатое место – 78 лет (75 лет в среднем живут мужчины и 81год – женщины).

По мнению экспертов, отставание США от других страны по средней продолжительности жизни населения обусловлено рядом причин. Главная из них заключается в том, что у 50 млн. американцев нет медицинской страховки, в то время как в Канаде и европейских странах существует универсальная система здравоохранения.

Весомую роль также играет проблема ожирения. По числу взрослых людей, страдающим избыточным весом, США занимают первое место в мире. Почти треть американцев в возрасте старше 20 лет страдают ожирением, при этом почти у 70% взрослого населения вес превышает норму.

Другие страны. В России на первом месте стоит обязательное страхование автотранспорта, на втором – обязательное медицинское страхование.

С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, средства из которого расходуются при обращении пациентов за медицинской помощью. Специалисты отмечают, что система не работает: страховые компании стремятся удержать у себя деньги и ищут повод оштрафовать врачей, а в организациях здравоохранения не хватает средств.

В Казахстане обязательного медицинского страхования нет, действует только добровольное страхование. Добровольное медицинское страхование гарантирует человеку соответствующий объем медицинских услуг в случае возникновения проблем со здоровьем, компенсирует затраты на лечение, но в основном клиенты страхуются на случай внезапного заболевания. Главным достоинством добровольного медицинского страхования является то, что можно получать качественную медицинскую помощь в лучших медицинских учреждениях с расширенным перечнем услуг, современным оборудованием и высококвалифицированными специалистами. При этом все финансовые заботы ложатся на плечи страховой компании, также она контролирует качество лечения и объем оказанных услуг.

В Украине переход на страховую медицину планируется на 2014 год.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь , граждане нашей страны имеют право на бесплатное медицинское обслуживание; определенные категории граждан и лица, имеющие ряд заболеваний, имеют право на льготное, в том числе бесплатное, лекарственное обеспечение. Вместе с тем практически каждая организация здравоохранения в настоящее время оказывает платные услуги. Однако говорить о переходе на страховую медицину пока рано.

Среди стран СНГ Республика Беларусь больше всех выделяет бюджетных средств на финансирование здравоохранения: в 2006 и 2007 г.г. – 4,22% от ВВП, в связи с кризисом в 2008 г. – 4,03%, в 2009 – 3,24%. На 2011 г. выделено около 5% от ВВП.

Для сравнения: в 2006 г. Россия занимала 75 место по объемам финансирования здравоохранения (2,9% от ВВП); в годы кризиса – 2,2%. На 2011 год выделено 4% от ВВП.

Продолжительность жизни в Республике Беларусь 70,2 года (64,3 мужчины и 76,1 женщины) – 111 место. Россия на 129 месте (66,05), Казахстан на 123 (67,35), Украина на 121 (68,1).

На последнем 192 месте Свазиленд – 32,2 года (31,8 и 32,6 женщины).

Наличие страховой медицины накладывает отпечаток на работу аптек. Возникает необходимость установления подлинности рецепта, подтверждения оплаты со стороны определенной страховой компании. А в США еще и необходимо убедить страховую компанию оплатить стоимость лекарственного средства, которое прописал врач.

И. А. Гареева

МОДЕЛИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Основные проблемы, стоящие перед здравоохранением, в значительной степени сходны во всем мире. Демографические изменения, распространение хронических заболеваний, рост расходов на здравоохранение все эти и другие проблемы могут возникнуть раньше, чем национальные экономики, а соответственно национальные модели и системы здравоохранения будут способны справиться с ними. Имеют место проблемы организационного характера, такие как расплывчатость (Франция) или громоздкость (Нидерланды) функционирующей системы здравоохранения. Заметным бременем ложатся на бюджет здравоохранения неинфекционные заболевания, и это бремя будет расти по мере старения населения. Опыт большинства стран показывает, что глубокие социально-экономические и политические преобразования обнажают ряд социальных проблем, требующих соответствующих изменений в отрасли.

Выбор оптимальной модели и системы здравоохранения на современном этапе является проблемой для многих национальных экономик. Национальная модель демонстрирует устойчивость системы здравоохранения к происходящим переменам особенно в условиях кризиса . Все это и обусловливает актуальность исследования национальных моделей и систем здравоохранения и проведения их сравнительного анализа.

В конце прошлого столетия в организации здравоохранения большинства стран мира накопилось множество проблем. К ним относятся проблемы, связанные с ухудшением состояния здоровья, качества оказываемой медицинской помощи и проблемы, обусловленные тем, каким образом страны финансируют свои службы здравоохранения и организуют медицинское обслуживание . «Ухудшение состояния здоровья населения» представляется вполне закономерным, так как во всем мире растет средняя продолжительность жизни. С одной стороны, старость несет с собой уже имеющиеся заболевания, с другой - приобретает новые болезни. Можно предположить, что дальнейший прогресс в медицине позволит сохранять жизнь, в современном понятии, безнадежно больным людям и будет вести к дальнейшему росту средней продолжительности жизни. Однако это потребует еще большего объема медицинской помощи и, как следствие, роста затрат на ее обеспечение. Поэтому многие правительства различных стран мира постоянно проводят анализ своих моделей и систем здравоохранения, а также приемлемости используемых подходов к организации, финансированию и оказанию медицинской помощи в целях поддержания и восстановления здоровья своих граждан.

Меры, принимаемые странами Европейского региона для обеспечения оптимального функционирования сферы здравоохранения, весьма различны, так как действующие сегодня модели и системы здравоохранения были созданы не сразу в их современной форме, они постепенно развивались и менялись в течение длительного времени в соответствии с национальными требованиями и возможностями . Традиционно выделяют три модели здравоохранения: преимущественно государственная, преимущественно

© И. А. Гареева, 2010

страховая и преимущественно частная. Для того чтобы составить более четкое представление о преимуществах и недостатках той или иной модели и различных систем здравоохранения, необходимо рассмотреть и проанализировать системы здравоохранения, функционирующие в различных странах мира, сопоставить данные с точки зрения эффективности и соблюдения принципов социальной справедливости в оказании медицинской помощи.

Основными направлениями реформирования национальной системы здравоохранения являются в большинстве стран курс на децентрализацию и делегирование некоторых государственных функций региональным и муниципальным органам власти и частному сектору . Организация функционирования планового рынка сыграла важную роль в реформе здравоохранения в Великобритании, Испании, Италии, Финляндии Швеции, а также в различных странах Центральной и Восточной Европы. Так, по данным Европейской обсерватории по системам и политике в результате реформирования систем здравоохранения в этих странах отмечается низкий уровень смертности женщин взрослого возраста, мужчин взрослого возраста, детей первых пяти лет жизни .

В различных странах мира объем затрат на здравоохранение сильно варьирует и для того, чтобы охарактеризовать уровень развития системы здравоохранения страны, его соотносят с валовым внутренним продуктом (ВВП). Гарантированный объем услуг напрямую зависит от уровня расходов на здравоохранение. Так, динамика расходов на здравоохранение от ВВП составляет во Франции 9,5%, в Германии -10,6%, Великобритании -7,3%, Италии -8,1%, Португалии - 8,2%, Испании - 7,7%, США - 13%, Японии - 7,8% . Таким образом, одной из задач любого правительства является обеспечение тем или иным способом определенной доли ВВП, расходуемой на здравоохранение. Однако прямая взаимозависимость данных показателей не выявлена и вряд ли существует (табл. 1).

То,блица, 1. Объем ВВП и ожидаемая продолжительность жизни

Страна ВВП на душу населения, доллары США Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, годы Расходы на медицинское обслуживание на душу населения, доллары США

Россия 6744 67 743

Австрия 22135 77 2546

Бельгия 22217 77 2602

Великобритания 19533 77 2120

Германия 21336 76 3015

Дания 23147 75 2078

Италия 20254 78 2736

Канада 22743 78 2437

Нидерланды 21041 78 2621

США 27840 76 3154

Франция 20396 78 4467

Швейцария 24943 78 2863

Швеция 19942 79 2308

Япония 23987 80 3647

Таким образом, влияние финансового наполнения системы здравоохранения не всегда приносит улучшение значений показателей социального благополучия, таких как рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости и т. д.

В Великобритании, Италии, Швеции и Канаде бюджеты правительств являются важными источниками средств для служб здравоохранения и редко бывает, чтобы на их долю приходилось меньше 60% от общих расходов этого сектора, а иногда этот показатель достигает 90%. Из государственного бюджета Великобритании покрывается почти 90% расходов на медицинское обслуживание, в Швеции - 91%, в Италии - 87%, в Канаде -76%.

Для выяснения вопроса, достаточно ли страны тратят на здравоохранение, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Комиссия по макроэкономике и здоровью предприняли попытку определения этого уровня. Несмотря на ряд допущений, в обоих случаях результаты оказались сходными: необходимый минимальный уровень финансирования системы, обеспечивающий население необходимыми медицинскими услугами, составляет 80 долларов США в год на душу населения. Комиссия по макроэкономике и здоровью применяла расчеты с учетом паритета покупательной способности. ВОЗ использовала несколько другой подход, проанализировав зависимости между затратами на здравоохранение и здоровьем населения, с помощью показателя DALY. При различных моделях и системах здравоохранения общим для всех является высокая доля расходов ВВП на здравоохранение (6-14%) и рост затрат, выделяемых на здравоохранение. Так, уровень затрат на поддержание здоровья составляет: в Великобритании- 1000 долл. США на душу населения в год, в Германии - 2000, в США - 3000 .

Одним из характерных источников финансирования здравоохранения является государственный бюджет. Государственная система здравоохранения финансируется из общих налоговых поступлений и гарантирует медицинскую помощь всем категориям населения. При этом основная часть лечебных учреждений принадлежит государству, управление осуществляется центральными и местными органами власти. Подобный принцип положен в основу создания финансовых систем здравоохранения, где существуют государственные системы здравоохранения. Такая организация предусмотрена в системах здравоохранения Великобритании, Италии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Дании, Испании, Канады и Португалии. Системы здравоохранения Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии, Австрии и Японии основаны на страховании здоровья с той или иной долей участия государства в финансировании и управлении системой страховой медицины . Несмотря на определенную ориентацию в финансировании здравоохранения, нельзя утверждать о наличии «чистой» модели системы здравоохранения. В странах Западной Европы государственное здравоохранение либо менее жестко ограничивало, либо совсем не ограничивало возможности для параллельного существования частного предпринимательства в здравоохранении. Государственная система здравоохранения финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет и охватывает все категории населения. Вся или основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Государственные субсидии (бюджетные поступления) осуществляются в виде государственных трансфертов. С их помощью государство добивается оптимизации индивидуального потребления, в то время как при государственных закупках происходит перераспределение ресурсов от частного потребления товаров и услуг к общественному потреблению.

Наиболее показательной страной с системой бюджетного финансирования является Великобритания . Наряду с национальной службой здравоохранения в системе здравоохранения Великобритании существует и частный сектор, который незначителен в общей практике, но имеет большой вес на уровне оказания вторичной медицинской помощи. Но наличие единственного крупного источника финансирования порождает

ряд серьезных проблем. Так, проблема недостатка ассигнований на здравоохранение проявляется в Великобритании намного острее, чем в других странах. Ресурсный дефицит сказывается в наличии больших очередей на госпитализацию. Система «социализированной медицины», как ее еще называют, гарантирует, на первый взгляд, равный доступ всем гражданам к необходимой медицинской помощи. Однако государству приходится вмешиваться в процесс потребления медицинских услуг посредством введения механизма нормирования. При всеобщей доступности медицинских услуг некоторые группы населения имеют преимущественное положение по отношению к другим. Так, жители процветающих в экономическом отношении регионов имеют преимущества, поскольку большая часть врачей предпочитает также практиковать в этих регионах. Несомненно, что лица с высоким уровнем дохода находятся в более выгодном положении, так как могут избежать ожидания в очереди, воспользовавшись услугами частного страхования или оплачивая медицинские услуги из собственных средств. В то же время государственный характер системы здравоохранения Великобритании не исключает проявления социального неравенства в доступности медицинской помощи для некоторых групп населения.

Шведская система здравоохранения является общественно финансируемой национальной системой. Более 90% всех ее расходов покрываются общественными источниками финансирования. Индивидуальные платежи граждан составляют около 3% всех расходов на здравоохранение. Шведская система здравоохранения включает в себя три уровня: национальный, региональный, муниципальный. Большая часть расходов на здравоохранение покрывается налогами, взимаемыми на региональном уровне, что составляет 75% всех расходов на здравоохранение . В Швеции большинство производителей медицинских услуг являются государственными и находятся в собственности региональных властей, но обладают самостоятельностью в принятии решений по оперативному управлению.

Национальная система здравоохранения Испании жестко лицензирована. Все вопросы, касающиеся здравоохранения, переданы автономным территориям, а вся служба управления здравоохранением сформировалась из центральной администрации и региональных органов здравоохранения на уровне автономных территорий. Испанская система здравоохранения финансируется на 80% из общих налогов и на 20% из фондов социального обеспечения. Поскольку финансирование в настоящее время децентрализовано, то примерно половина бюджета расходуется на уровне региона. Более трети всех расходов падает на частный сектор. Для группы населения с высоким доходами (6%) наряду с общественным здравоохранением существует и частный сектор.

Преимущественно страховая модель здравоохранения характерна для Франции, Нидерландов, Германии, Бельгии, Австрии, а также Японии и Канады. В государствах, где национальная система здравоохранения построена по принципу страховой медицины, в управлении здравоохранением принимают участие государственные органы власти, финансирование же осуществляется из целевых взносов работодателей, личных средств работающих и, как правило, бюджетных ассигнований из общих или целевых поступлений.

Медицинское страхование является по своему содержанию смешанным источником финансирования системы здравоохранения, так как взносы поступают от работающих, работодателей и правительства. Медицинское страхование охватывает отдельных граждан или группы через третью сторону, действующую в частном секторе. Размер страховых взносов устанавливается с учетом расчета стоимости лечения заболеваний и пользования медицинскими услугами. Удельный вес взносов работодателей и рабо-

тающего персонала в странах с такой системой здравоохранения составляет от 4 до 20% общего объема средств, расходуемых на здравоохранение. Доля участия государственного сектора в финансировании здравоохранения в этих странах также имеет различия и, например, в Швеции, Финляндии, Канаде и Исландии она составляет более половины . Обязательным (базовым) страхованием здоровья охвачено почти все население стран с такой системой организации здравоохранения. Частное (добровольное) страхование выступает в роли дополняющего звена. Системы страхования в этих странах управляются государственными органами власти, но в отличие от государственных систем финансируются посредством целевых взносов предпринимателей и работников.

Основанная на медицинском страховании система здравоохранения Канады представляет собой промежуточную форму между государственным (бюджетным) здравоохранением и частным медицинским бизнесом и относится к одной из лучших, как считают многие специалисты. В то же время, если говорить о преимущественном характере системы здравоохранения Канады, ее следует рассматривать как бюджетностраховую, так как боольшая часть финансовых средств поступает из государственного бюджета, остальные - средства социального страхования.

Федеральное законодательство о здравоохранении гарантирует канадцам право получать любой вид медицинских услуг независимо от уровня и финансирования программ медицинской помощи. Позитивными чертами канадского варианта системы здравоохранения, прежде всего, являются универсальность, комплексность и доступность.

В Италии нет единой системы медицинского страхования. Почти 92% населения застраховано в различных страховых кассах, каждая из которых оказывает медицинскую помощь той или иной категории населения. Наиболее крупной страховой компанией является национальный институт страхования, который охватывает почти половину населения страны. Государство оказывает финансовую помощь страховой медицине только при обнаружении в ней дефицита средств .

В Австрии централизованное управление, выработка стратегии и тактики здравоохранения, а также разработка законопроектов, касающихся охраны здоровья, лежит на федеральном Министерстве здравоохранения, спорта и защиты прав потребителя. Медицинское обеспечение достигается в основном общим социальным страхованием граждан. Страховая медицина охватывает около 60% населения. Все остальное приходится на частную медицину. Страховые взносы составляют: 4,5% от зарплаты для чиновников, 4,8% - для конторских работников, 7,2%-для рабочих. Пенсионеры выделяют на страховую медицину 2,5% пенсии .

Система здравоохранение Германии практически вне государственного регулирования и вмешательства . Федеральное правительство Германии играет незначительную роль в здравоохранении, поскольку основные властные и управленческие функции (например, по больничной помощи) переданы федеральным штатам, однако законодательство о поликлинической помощи все же относится к федеральному правительству. Фактическое отсутствие жесткой централизации делает систему здравоохранения Германии весьма многообразной и приводит к повышению роли различных частных, полуобщественных и государственных организаций. Определение ресурсов, предназначенных для здравоохранения, находится в компетенции местных властей. В пределах страховой системы здравоохранения осуществляется общая плата медицинской и зубоврачебной помощи, лекарств и предметов санитарии, госпитальной помощи и в определенных случаях помощи на дому. Кроме того, финансовая и медицинская помощь осуществляеются во время беременности и родов.

Расходы на здравоохранение покрываются из разных источников: из налогов - 12%, страховых взносов от работающих - 27%, страховых взносов от работодателей, прямых выплат работодателями- 15%, а также частных страховых взносов - 7%. Оставшиеся расходы на здравоохранение оплачиваются самими пациентами .

Примерно 90% населения защищены системой социального страхования, которая осуществляется, в основном, за счет взносов застрахованных и работодателей (больничное, пенсионное и страхование по безработице). Страхование от несчастного случая финансируется исключительно из взносов работодателей. Отдельные виды страхования получают госдотации. Размер взносов определяется тарифом взносов и базой их исчисления.

Система здравоохранение Швейцарии финансируется за счет федеральных, кантональных и муниципальных правительств (25%), общественных страховых фондов (43%) и частных фондов страхования (32%). Взносы по социальному страхованию обычно не зависят от доходов, являются строго индивидуальными и дифференцируются в зависимости от возраста и пола. Тарифы на медицинские услуги определяются на переговорах между профессиональными медицинскими организациями и представителями фондов на уровне кантонов.

Здравоохранение в Швейцарии основано на финансовом обеспечении касс взаимопомощи. Ежемесячные взносы работающих в кассы взаимопомощи составляют около 5% заработка. Государство оказывает на страховую медицину регулирующее влияние и осуществляет дополнительное финансирование страховых компаний. В стране около 90% населения охвачены системой социального страхования, которая обеспечивается страховыми фондами (свыше 190). Примерно 30% населения дополнительно застрахованы в частных страховых компаниях. В соответствии с законом о социальном страховании, определяющим структуру страхования здоровья, оно не является обязательным на федеральном уровне, поскольку эти вопросы находятся в ведении кантонов. И как результат - между кантонами имеются значительные различия. Например, в 5 из 26 кантонов социальное страхование обязательно для всего населения, в то время как в других - обязательное страхование предусмотрено только для некоторых конкретных групп (пожилые, группы с малыми доходами и т. д.). Некоторые кантоны вообще предлагают социальное страхование только на добровольной основе.

Учитывая финансирование системы здравоохранения Швейцарии, можно сказать, что в значительной мере эта система является бюджетно-страховой, а не страховой в чистом виде.

Здравоохранение Японии в целом основано на обязательном медицинском страховании, которое обеспечивает всему населению страны медицинскую помощь при свободном выборе медицинского учреждения и врача.

Обязательное медицинское страхование Японии носит государственный характер, обеспечивая социальными гарантиями граждан со стороны государства в области охраны здоровья. При этом страхователями населения, работающего на крупных предприятиях, являются работодатели. Для всех других категорий населения, в том числе для лиц свободных профессий, страхователем является само государство.

На предприятиях в среднем на здравоохранение затрачивается около 8% от фонда оплаты труда. Медицинское страхование не освобождает работающего от участия в оплате медицинских услуг. При обращении за медицинской помощью работающему японцу приходится оплачивать 10% от всей стоимости его лечения из собственных доходов.

Во Франции сложилась система здравоохранения смешанного типа, соединившая

в себе разнообразные организационные принципы. Система финансируется за счет взносов медицинского страхования, но при этом предусматривает жесткий контроль государственного управления. В ней действуют государственные и частные фонды медицинского страхования, совместно финансирующие одни и те же лечебные, профилактические, реабилитационные услуги, которые оказывают одни и те же производители и поставщики одним и тем же группам населения .

Система здравоохранения, финансируемая из общественных источников, предоставляет возможность свободного выбора врача и неограниченный доступ к медицинским услугам, а врачам - свободу профессиональной деятельности. Смешанный характер французской системы здравоохранения отражает баланс между социальной справедливостью, свободой и экономической эффективностью, но порождает структурные трудности, которые вызывают необходимость реформирования системы здравоохранения.

Во Франции расходы на здравоохранение опережают экономический рост, поскольку в стране увеличиваются продолжительность жизни населения и доля лиц пожилого возраста. Так, за десять последних лет расходы на здравоохранение возросли с 82 млрд евро до 157 млрд евро, что в среднем составляет от 1453 до 2580 евро на человека. Доля расходов на здравоохранение от ВВП составляет от 9,5% до 10,4%.

Система здравоохранения Франции, признанная ВОЗ одной из самых успешных в плане лечения, находится в кризисном состоянии. Высокая квалификация врачей-спе-циалистов все более не вписывается в расплывчатую структуру здравоохранения, в которой очень трудно понять, кто что делает и кто за что платит. Кризису подвержены в первую очередь стационарные медицинские учреждения.

Для преодоления кризисного состояния в здравоохранении государство осуществляет финансовую поддержку регионам за счет государственных инвестиций, инновационных подходов и организации тарификационной деятельности. Тарификационная деятельность включает в себя системы общих дотаций и фиксированной и заранее обусловленной тарификации. Однако организационно и функционально эти системы плохо сопоставимы, трудно совмещаются и тем самым тормозят необходимое взаимодействие между региональными элементами здравоохранения и еще более усугубляют сложившееся положение в отрасли.

Такая ситуация в системе здравоохранения Франции вызвала необходимость реформирования способов финансирования отрасли, с целью повышения эффективности государственной медицинской помощи и обеспечения справедливости в оказании стационарной помощи. Современная модель здравоохранения в результате реформирования ориентирована на определение реальных объемов предоставления медицинской помощи исходя из потребностей, обеспечение справедливости в доступности медицинской помощи.

В системе здравоохранения Нидерландов отмечаются три уровня административного управления: государственный, провинциальный и муниципальный. Система страхования в Нидерландах осуществляется в соответствии с двумя схемами. Обязательное страхование распространяется на служащих с доходом ниже определенного уровня, пожилых пенсионеров и лиц с социальными льготами. Обязательная форма страхования охватывает к настоящему времени примерно 60% населения. Соответственно около 40% населения составляют клиенты частного страхования здоровья. Несмотря на громоздкость организации, система здравоохранения Нидерландов находится в постоянном реформировании, что позволяет достигать оптимальных результатов в функционировании. Так, в настоящее время рассматриваются планы по созданию единой системы

страхования здоровья, охватывающей все население, которое финансировалось бы на 85% за счет налоговых поступлений, а на 15% - частным образом.

В США в настоящее время сохранилась децентрализованная система частного страхования, то есть более 80% американцев покупают полисы медицинского страхования различных частных страховых компаний, расходуя на это более 10% чистого дохода семьи. Американская страховая система считает некорректным, когда здоровые лица поддерживают своими страховыми взносами лиц с высоким риском заболевания или больных. Поэтому медицинское обслуживание лиц с низким доходом и лиц пожилого возраста осуществляется в рамках общественных программ Медикейд и Медикер.

Государство в национальной системе здравоохранения США играет следующую роль: организует массовые обследования состояния здоровья населения, разрабатывает политику и стандарты в области здравоохранения, занимается вопросами законодательства в здравоохранении, осуществляет поддержку научных исследований в области медицины и здравоохранения, финансирует оказание медицинской помощи по программам Медикер и Медикейд пожилым людям и лицам с низким уровнем доходов, оказывает поддержку ресурсам и техническую помощь здравоохранению штатов и на местном уровне. Основному населению страны, за исключением групп, подлежащих обслуживанию по программам Медикер и Медикейд, медицинская помощь осуществляется через частные страховые компании и различные формы группового страхования. Объем помощи зависит от величины взноса. Часть американцев, остающихся без страхования здоровья, составляет молодежь и работники малых предприятий.

Проведенный анализ современных моделей и систем здравоохранения свидетельствует о том что «чистых» моделей и систем здравоохранения не существует, в равной степени как не существует и идеальных. Любая модель или система здравоохранения в большей или меньшей степени порождают организационные, структурные и финансовые проблемы, и как следствие - социальные неравенства в сфере здоровья населения. Увеличение расходов на здравоохранение не улучшит здоровья населения и не устранит существующих проблем полностью, но может стать риском устойчивого развития самой системы, особенно в условиях кризиса экономики.

Таким образом, увеличение финансирования не решит задач, стоящих перед любой национальной системой здравоохранения. Необходима унифицированная емкая концепция здравоохранения, независимо от модели и системы здравоохранения, которая позволяла бы выявлять существующие потребности населения и разрабатывать наиболее эффективные способы их удовлетворения. Для этого необходимы методы и механизмы, направляющие финансовые средства на конкретные цели системы здравоохранения, а также своевременно выявляющие наиболее неблагополучные места в области сохранения здоровья населения.

Литература

1. Брауншвейг Е.Е. Финансовое планирование и финансирование врачебных практик в Германии. Екатеринбург, 2007. С. 59-95.

2. Венедиктов Д. Д. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. М., 2008. 335 с.

3. Гайдар Е. Т. Образованные и здоровые. Как менялась организация систем финансирования образования и здравоохранения в Германии // Вестник Европы. 2004. № 11. С. 28.

4. Грищенко Р. В. О мерах по совершенствованию распределения медицинского персонала во Франции // Здравоохранение. 2007. № 6. С. 77-78.

5. Зурке М. Инвестиции в здоровье: ключевое условие успешного экономического развития

в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. 2008. 274 с.

6. Кучеренко В. З. Социальное страхование в системе социальной защиты населения европейских стран // Главврач. 2007. № 3. С. 97-107.

7. Петросян С. Л. Основные системы здравоохранения зарубежных стран. Воронеж, 2007. 431 с.

8. Салтман Р. Б. Реформы системы здравоохранения в Европе: Анализ современных стратегий. М., 2000. 431 с.

9. Скворцова Е. С. Национальная система здравоохранения в Италии // Здравоохранение РФ. 1987. № 4. С. 42-44.

10. Филатов В. Б. Мировой рынок здравоохранения: состояние и тенденции развития // Менеджер здравоохранения. 2006. № 1. С. 51-54.

11. Хижный Э. Государственная защита граждан в странах Западной Европы. М., 2006. 272 с.

12. A cross-national comparison ad taxomomy of DEA - based hospital efficiency studies / O/Neill Lelal // Socio-econom. planning sciences. Oxford etc., 2008. Vol. 12. N 3. P. 158-189.

Введение 3

1 Общие принципы для национальных систем здравоохранения …

2 Национальная система здравоохранения Российской Федерации …

3 Национальная система здравоохранения Великобритании… 7

Заключение 10

Список использованных источников 11

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека напрямую зависит от многочисленных факторов, таких как — уровень развития системы здравоохранения, социально-демографическая ситуация, экология.

Конфигурация национальной системы здравоохранения определяется экономическими, политическими, социальными, национальными и прочими факторами.

В этой связи реформа здравоохранения не может дать положительных результатов на уровне здоровья нации без параллельно проводимых реформ в сфере охраны окружающей среды, улучшения социальных условий труда и жизни населения.

На фоне активного развития международных отношений возникает необходимость в согласованных международных действиях по охране здоровья населения.

Основные проблемы, стоящие перед здравоохранением, в значительной степени сходны во всем мире. Демографические изменения, распространение хронических заболеваний, рост расходов на здравоохранение все эти и другие проблемы могут возникнуть раньше, чем национальные экономики, а соответственно национальные модели и системы здравоохранения будут способны справиться с ними.

Выбор оптимальной модели и системы здравоохранения на современном этапе является проблемой для многих национальных экономик. Национальная модель демонстрирует устойчивость системы здравоохранения к происходящим переменам особенно в условиях кризиса. Все это и обусловливает актуальность исследования национальных систем здравоохранения.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гареева И.А. Модели и национальные системы здравоохранения: состояние и тенденции развития/ «Вестник Санкт-Петербургского университета» серия 12, № 2, 2010. — 13−21 с.

2. Дровненкова М.А. Система здравоохранения Великобритании: преимущества и недостатки/ «АиФ. Здоровье» № 31, 23−27 с.

3. Клыжина Е.А., Василенко И.А., Зальцман А.Г. К вопросу о повышении эффективности национальной системы здравоохранения России/ «Управление здравоохранением» № 2, 2015. — 12−26 с.

4. Машенцева Н.Г. Здравоохранение в России: основные проблемы и различия от других национальных систем/ Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе. Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции// Изд.: Тамбовская региональная общественная организация «Общество содействия образованию и просвещению «Бизнес — Наука — Общество» (Тамбов).

2014. — 167−174 с.

5. Плохов В.Н. О национальной системе здравоохранения/ «Менеджер здравоохранения» № 6, 2016. — 45−52 с.


Система организаций здравоохранения - Государственные - Муниципальные - Частные Классификация организаций здравоохранения - Государственные; - лечебно-профилактические;- первичного; - Муниципальные;- организации общественного - вторичного; - Частные/смешанные.здравоохранения;- третичного. - научно-исследовательские; - образовательные; - медико-социальные; - реабилитационные; - фармацевтические; - и др.организации.


Классификация организаций здравоохранения по типам: - государственные организации, создаваемые уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения; - государственные организации здравоохранения, создаваемые другими государственными органами управления и ведомствами; - муниципальные организации здравоохранения, создаваемые местными государственными администрациями и органами местного самоуправления; - организации здравоохранения, основанные на частной и смешанной формах собственности.


Классификация организаций здравоохранения по видам: Организ.общественного здравоохранения обеспечивают санитарный надзор, проводят санитарно- гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия Научно-исследовательские организации проводят научные исследования в области фундаментальной, прикладной медицины и гигиены, осуществляют лечебно-профилактическую и педагогическую деятельность. Лечебно-профилактичес- кие организации (ЛПО) Специализированные ЛПО ЛПО широкого профиля ЛПО первичного уровня Больницы Организации вторичного уровня Организации третичного уровня


Классификация организаций здравоохранения по видам: Образовательные организации осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских кадров Медико-социальные организации предоставляют медико-социальную, в т.ч. реабилитационную, протезно-ортопедическую, зубопротезную, а т.ж. помощь социального характера Реабилитационные организации осуществляют медицинскую реабилитацию страдающих врожденными, приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм. Фармацевтические организации осуществляют производство, поставку и реализацию лекарственных средств.


Классификация организаций здравоохранения По уровням: Организации здравоохранения первичного уровня Организации предоставляющие первичную МСП в амбулаторных условиях Организации предоставляющие скорую неотложную медицинскую помощь Организации общественного здравоохранения Организации предоставляющие специализированную МСП в амбулаторных условиях Организации здравоохранения вторичного уровня Организации предоставляющие специализированную МСП в стационарных условиях Организации предоставляющие специализированную МСП в стационарных условиях с использованием высокотехнологичного оборудования, передовых научных достижений, привлечением высококвалифицированных медицинских кадров Организации здравоохранения третичного уровня


Структура Министерства здравоохранения Кыргызской Республики Министерство здравоохранения Медицинский ученный совет Коллегия Центр развития здравоохранения Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники Республиканские организации здравоохранения Национальные центры, Научно- исследовательские институты, медицинские образовательные организации Областные, городские, районные организации здравоохранения Территориальные управления ФОМС Дорожная больница Управления Кыргызской железной дороги Кыргызская республиканская санитарно-эпидемическая станция Кыргызской железной дороги Автобаза, органы печати и другие подведомственные организации Министерства здравоохранения Объединенная дирекция строящихся предприятий Национальная система здравоохранения


Организации и учреждения МЗКР Фонд обязательного медицинского страхования Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники Центр развития здравоохранения Национальный госпиталь Национальный центр кардиологии и терапии имени академика М.Миррахимова Научно-исследовательский институт хирургии сердца и трансплантации органов при НЦКиТ им. академика М.Миррахимова Национальный хирургический центр Национальный центр педиатрии и детской хирургии Научно-исследовательский институт курортологии и восстановительного лечения Научно-производственное объединение "Профилактическая медицина" Национальный центр фтизиатрии Национальный центр онкологии Кыргызский научный центр гематологии Кыргызский научный центр репродукции человека Республиканский диагностический центр Республиканский центр наркологии Республиканская клиническая инфекционная больница Республиканский кожно-венерологический диспансер Республиканский центр психического здоровья


Республиканский центр крови Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций Республиканский медико-информационный центр Республиканский центр иммунопрофилактики Республиканский центр укрепления здоровья Республиканское объединение "СПИД" Республиканское патологоанатомическое бюро Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Кыргызская государственная медицинская академия Кыргызский государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации; Детский ясли-сад МЗКР N 115, гор. Бишкек Республиканская детская туберкулезная больница Республиканская туберкулезная больница "Иссык-Куль" Республиканская туберкулезная больница "Кызыл-Булак" Республиканская больница для внелегочных форм туберкулеза "Шекафтар" Объединенная дирекция строящихся предприятий Автобаза МЗКР; Республиканская психиатрическая больница пос. Кызыл-Джар Республиканская психиатрическая больница пос. Чым-Коргон Республиканский специализированный дом ребенка Дорожная больница Управления Кыргызской железной дороги Кыргызская республиканская санитарно-эпидемическая станция Кыргызской железной дороги