Экологический аудит может быть обязательным или нет, интересует руководителей организаций, которые не считают его необходимым, но сомневаются в соответствии такого мнения законодательству. В нашей статье вы найдете информацию и о том, что такое аудит соблюдения экологических требований в организации, и о том, обязательно ли его проведение. Также мы расскажем, кем производится проверка и в каком порядке.

Экологический аудит — что это?

Аудит обычно проводится в бухгалтерской сфере с целью проверки финансовой отчетности организации — о нем мы писали в соответствующей статье . Однако это не единственный вид проверки, т. к. возможны и иные ее разновидности, в том числе аудит экологический.

Экологический аудит — это комплекс мер, направленных на проверку степени соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным нормативными документами, федеральными нормами и правилами, а также международным стандартами в области охраны окружающей среды.

По итогам проведения процедуры составляется перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности функционирования компании (ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7).

Принципы проведения аудита устанавливает п. 4 приказа Госкомэкологии РФ «Об экологическом…» от 30.03.1998 № 181:

  1. Объективность и независимость аудитора.
  2. Профессионализм и компетентность.
  3. Полнота и достоверность сведений, фиксируемых в отчете.
  4. Планирование работ, выполняемых в ходе аудита.
  5. Комплексность проверки.
  6. Конфиденциальность сведений, полученных в результате аудита.
  7. Ответственность аудиторов за сведения, указываемые ими в отчетных документах.

Проведение экоаудита позволяет:

  • собрать полную и достоверную информацию о текущей деятельности предприятия;
  • проверить соблюдение предприятием требований действующего экологического законодательства (как федерального, так и международного);
  • сформировать программу внедрения системы экологического менеджмента предприятия или скорректировать уже существующую на нем природоохранную политику.

Объекты экологического аудита

В ходе проведения экоаудита анализу могут быть подвергнуты:

  • сырье и материалы, используемые предприятием в процессе производства продукции;
  • продукты питания и пищеблок (если предприятие работает в сфере производства пищевой продукции или общепита);
  • техпроцессы изготовления продукции;
  • непосредственно готовая продукция;
  • выбросы в атмосферу;
  • сточные воды и отходы;
  • используемые средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • техника безопасности;
  • экопаспорт предприятия и иные документы, имеющие отношение к регулированию степени его воздействия на окружающую среду.

Виды экологического аудита

В зависимости от основания для проведения проверки, выделяют два вида экологического аудита (п. 5 приказа № 181):

Не знаете свои права?

  1. Обязательный. Проводится по инициативе государственных контролирующих органов, если того требует действующее законодательство. В частности, в обязательном порядке экоаудит проводится в следующих случаях:
  • при банкротстве юрлиц, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду;
  • экологическом страховании с целью определения размера страховой премии и объема страхового покрытия;
  • оценке деятельности, направленной на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий;
  • выдаче и продлении лицензий на осуществление деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, и пр.
  1. Инициативный. Проводится по решению руководства предприятия с целью выявления слабых сторон проводимой экологической политики и самостоятельного устранения факторов, влекущих за собой нарушение установленных законом нормативов. Кроме того, проведение такого аудита позволит:
  • снизить риск наложения на предприятие штрафных санкций за осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду;
  • повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции и инвестиционную привлекательность всего бизнеса в целом;
  • оптимизировать производство и привести его в соответствие с федеральными и международными стандартами.

Кроме того, экологический аудит может быть:

  • внешним (проверка проводится сторонней аудиторской организацией или независимым аудитором);
  • внутренним (проверка проводится специалистами самого предприятия в рамках реализации программы экологической безопасности).

Кто проводит экологический аудит?

Согласно п. 8 приказа № 181, право проводить экоаудит имеют:

  • физические лица, прошедшие профильное обучение и аттестованные по его итогам;
  • организации, обладающие лицензией на проведение проверок такого рода.

Квалификационные требования, предъявляемые к экологическим аудиторам, приведены в ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания…». В частности, проводящее аудиторские проверки в области экологии лицо должно:

  1. Иметь среднее или аналогичное ему профильное образование и стаж работы в области экологии не менее 5 лет или высшее профильное образование и стаж работы не менее 3 лет.
  2. Пройти дополнительное специальное обучение по месту работы или с отрывом от него.
  3. Обладать определенными личными навыками, которые позволяют собирать, обобщать и анализировать информацию.

Выбор аудиторской компании или независимого аудитора осуществляется заказчиком самостоятельно. Реестр аккредитованных аудиторских организаций можно найти на сайте Национальной экологической аудиторской Палаты (далее — Палата), перейдя по ссылке . В реестр включаются только те объединения, которые прошли процедуру аккредитации в Палате.

Реестры независимых экологов-аудиторов, оказывающих услуги в разных городах России, размещены по адресу . Чтобы попасть в этот реестр, аудитор должен пройти аттестацию и обучение в порядке, предусмотренном положением о порядке аттестации, разработанным Палатой.

Порядок проведения экологического аудита

Несмотря на то что проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным, порядок его осуществления неизменен и включает следующие этапы:

  1. Подготовительный. После принятия решения о необходимости проведения экологического аудита инициатор проверки:
  • определяет ее цели и задачи,
  • устанавливает сроки ее выполнения,
  • формирует рабочую группу аудиторов и назначает ее руководителя.

Также на этой стадии определяются объекты аудита и устанавливаются критерии проведения проверки.

  1. Основной. На этом этапе:
  • проводится первичное совещание руководителей предприятия и его подразделений с аудиторами;
  • разрабатывается программа (при обследовании крупных и сложных объектов) или план (при проверке отдельных узких направлений) аудита;
  • собираются и анализируются необходимые для проверки сведения, изучаются свидетельства аудита и производится их регистрация;
  • анализируется работа экологического отдела или эколога предприятия;
  • изучаются применяемые на предприятии планы аудита и результаты его деятельности в области охраны окружающей среды;
  • производится осмотр производственных помещений и территорий, а также санитарно-защитной зоны предприятия;
  • выполняется проверка документов;
  1. Заключительный. Все сведения, полученные в ходе проверки, фиксируются в протоколе аудита. На основании этого документа впоследствии производится формирование отчета и заключения об аудите. Выводы, к которым пришли проверяющие, озвучиваются на финальном совещании. До руководства предприятия доносится информация о выявленных несоответствиях, а также предлагаются рекомендации, направленные на их устранение. Завершенным экологический аудит считается в момент подписания всех документов, составленных по его результатам.

Заключение об экологическом аудите

Аудиторское заключение об экологическом аудите — это официальный документ, заверенный подписью и печатью специалиста, проводившего проверку (если проверка проводилась аудиторской организацией — также печатью данной организации), содержащий выводы о соответствии деятельности проверяемого предприятия и составляемой им отчетности требованиям действующего экологического законодательства, существующим нормативам и международным требованиям.

Заключение, составленное по итогам экоаудита, состоит из 3 частей (п. 21 приказа № 181), идущих в следующем порядке:

  1. Вводная. В ней указываются:
  • информация о компании-аудиторе (наименование, юридический адрес, номер телефона и банковские реквизиты);
  • Ф. И. О. аудиторов, принимавших участие в проведении проверки;
  • сведения о лицензии аудиторской компании (наименование выдавшего ее органа, дата выдачи и срок действия);
  • срок проведения мероприятий по аудиту.
  1. Аналитическая. В этом разделе обозначаются:
  • наименование проверяемого предприятия;
  • период, за который проводится проверка;
  • результаты проведенного анализа деятельности предприятия на предмет ее соответствия природоохранным требованиям;
  • факты выявленных в ходе проверки нарушений.
  1. Итоговая. Эта часть содержит:
  • выводы о степени воздействия предприятия на окружающую среду;
  • перечень предлагаемых мер по снижению негативного воздействия на экологию;
  • описание последствий, которые может повлечь за собой неприменение предлагаемых аудитором мер.

Итак, проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным. В первом случае инициатором проведения проверки является уполномоченный госорган, во втором — руководство аудируемого предприятия. Проверку может проводить как независимый аудитор, так и аудиторская организация, которая самостоятельно формирует состав комиссии из числа своих штатных сотрудников. По итогам проведенного аудита составляется заключение, которое содержит сведения, полученные в ходе проверки, перечень выявленных недостатков и несоответствий, а также практические рекомендации по их устранению. В дополнение к перечисленному компания может самостоятельно проводить текущие внутренние аудиты, анализируя правильность исполнения экологических норм/правил и своевременно внося корректировки при возникновении недочетов и нарушений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    презентация , добавлен 17.04.2015

    Экологический аудит банков. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Применение экологического аудита в России. Методы проведения экологических аудиторских программ. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Возникновение, развитие и место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды, его характеристика, принципы, особенности, организация и проведение. Регулирование деятельности в области экологического аудита.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2009

    Система экологического аудита. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Круг рассматриваемых проблем. Аудит в системе экологической сертификации, при подготовке соглашений о разделе продукции, при экологическом страховании.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Экологический аудит как инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска, его функции и методы реализации, цели и разновидности. Результаты экологического аудита и их применение.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Методология экологического аудита землепользования. Метод биодиагностики техногенного загрязнения почв. Оценка состояния почвенной среды Мещерского микрорайона в рамках экологического аудита. Разработка комплекса мероприятий по улучшению качества почв.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2016

    Цель и задачи экологического аудита опасных материалов и химикатов. Критерии его проведения на территории РФ. Оценка возможности замены, уничтожения или сбыта химикатов, представляющих экологическую опасность. Способы и требования к их хранению.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Характеристика показателей экологического аудита и механизмов принятия эффективного управленческого решения. Анализ приоритетных отраслей развития территориально-хозяйственных систем на основе пакета программ "Statistica" и экспертной системы "Region".

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

Для начала работ по проведению экологической аудиторской проверки для определения стоимости работ необходимо определить область и объем экологического аудита.

Сбор и анализ данных об аудируемой организации:

— местоположение и тип промышленных объектов (площадочный, линейный и т.д.), входящих в состав организации;

— организационно-штатная структура административного управления (наличие филиалов, обособленных структурных подразделений и т.д.);

— вид основной деятельности (производство и передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление, ремонт, сервис и т.д.), общие технологические схемы, включая оборудование и промышленные средства;

— состав и технологические процессы вспомогательных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организации;

— организация деятельности в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций;

— состояние техногенной обстановки и окружающей среды на близлежащей территории.

Объем экоаудита — это совокупность взаимоувязанных аудиторских процедур, документированных правилами, стандартами экоаудиторской деятельности, применение которых обязательно в соответствии с планом и программой аудита для сбора аудиторских доказательств и подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения и для достижения цели экоаудита в конкретных условиях его проведения.

Методические основы экоаудита

Методология проведения экоаудита основана на:

— представлении аудируемой организации как «продукционной системы»;

— использовании «процессного подхода» к анализу деятельности аудируемой организации путем анализа основных производственных технологических процессов и технологических процессов обеспечения жизнедеятельности предприятия (водо-, тепло-, энергоснабжения, молниезащиты, электрохимзащиты и т.д.), выполняемых с использованием соответствующего оборудования, средств, устройств и т.д. и оказывающих воздействие на окружающую среду;

— использовании результатов инвентаризации воздействия на окружающую среду и источников воздействия со стороны окружающей среды на персонал, сырье, производственные процессы, оборудование и т.д.;

— использование результатов производственного контроля (экологического; земельного; обращения с отходами; состояния атмосферного воздуха и водных объектов и т.д.);

— использование результатов государственного экологического контроля, актов, заключений и предписаний надзорных органов.

Формирование экоаудиторской группы

Для проведения аудита формируется аудиторская группа с учетом компетентности аудиторов, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять обязанности руководителя аудиторской группы.

Экоаудиторская группа может состоять из следующих лиц:

— руководитель экоаудиторской группы — аудитор-эколог, имеющий дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для его результативного и эффективного проведения и подготовленный к выполнению процедур аудита;

— аудитор-эколог — лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита;

— технический эксперт — лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания по специальным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки;

— наблюдатель (при необходимости) — представитель проверяемой организации (или вышестоящей организации), свидетельствующий соответствие процедур аудита руководящим указаниям по аудиту;

— аудитор-стажер — лицо, прошедшее требуемую теоретическую подготовку по специальной образовательной программе и приобретающий необходимый практический опыт под руководством руководителя аудиторской группы;

— сопровождающие лица — специалисты, назначенные проверяемой организацией, оказывающие помощь аудиторской группе: обеспечивать контакты и время для бесед, свидетельствовать в ходе аудита от имени проверяемой организации; предоставлять разъяснения при сборе информации, а также обеспечивать соблюдение членами аудиторской группы правил по безопасности.

При формировании аудиторской группы необходимо учитывать:

а) вид, цели, область, объем, критерии и предполагаемую продолжительность аудита;

б) необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой организации;

в) возможности для сотрудничества с персоналом проверяемой организации;

г) понимание специфики деятельности и прежний опыт организации.

Заказчик имеет право требовать замены аудиторов по объективным причинам (аудитор ранее работал в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу; предыдущее неэтичное поведение аудитора и т.д.).

Состав аудиторской группы и назначение ее руководителя закрепляются приказом руководителя экоаудиторской организации.

Планирование экоаудита

Экоаудиторская организация и индивидуальный аудитор-эколог обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование экоаудита предполагает формулировку его цели, конкретизацию области, объема, методологического обеспечения, критериев, последовательности проведения для того, чтобы он был выполнен с минимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между аудиторами.

Затраты времени на планирование зависят от масштабов деятельности аудируемой организации, сложности аудита, опыта работы аудиторов с организациями, ранее проверяемыми аудиторами, а также знания ими специфики ее деятельности.

Руководитель аудиторской группы (аудитор) вправе обсуждать план аудита с руководством аудируемой организации для повышения эффективности аудита и координации выполнения аудиторских процедур с работой персонала.

Ответственность за качество и своевременность разработки плана несет руководитель аудиторской группы.

Получение предварительной информации о деятельности аудируемой организации является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить факторы, которые могут оказывать существенное влияние на документацию организации и на формирование его суждения о соответствии ее деятельности законодательству.

План аудита должен быть достаточным для разработки программы и планов-графиков аудита.

а) экономические факторы и условия в отрасли (корпоративном объединении), специфику деятельности, финансовое состояние; структура управления деятельностью организации;

б) возможность (в том числе по опыту ранее проведенных аудитов) существенных искажений или недобросовестных действий персонала организации;

в) уровень компьютеризации системы документооборота и ее особенностей;

г) возможность и целесообразность привлечения других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемой организации;

д) возможность и целесообразность привлечения технических экспертов в связи с уникальностью и сложностью технологических процессов и оборудования производства;

е) возможность и целесообразность оказания аудируемой организации сопутствующих экоаудиту услуг.

План аудита утверждается заказчиком, подписывается руководителем аудиторской группы.

В случае, если аудируемая организация не является заказчиком аудита, план также согласовывается с ее руководителем.

Программа экоаудита

Руководителю аудиторской группы (аудитору) необходимо составить и документально оформить программу аудита, конкретизирующую план проведения аудита.

Программа аудита является основой для выбора процедур аудита, а также средством проверки надлежащего выполнения аудита.

В процессе подготовки программы аудитор обязан принимать во внимание:

требования законодательства в области производственной деятельности организации природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности и защиты от ЧС;

требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки;

временные рамки выполнения процедур проверки;

необходимость координации взаимодействия с персоналом аудируемой организации;

целесообразность привлечения технических экспертов;

специфику условии деятельности организации.

План аудита и программа аудита конкретизируются планом-графиком аудита и при необходимости уточняются в ходе аудита.

Планирование аудитором собственной работы осуществляется с учетом обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.

Причины внесения значительных изменений в план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

определяется многофункциональностью и масштабностью деятельности проверяемой организации, количеством аудируемых подразделений, требованиями к их природоохранной деятельности, природопользованию, обеспечению безопасности и защиты от ЧС с учетом состояния экологической обстановки в регионах; наличием особо охраняемых природных объектов, памятников культурного наследия, ограничений на промышленно-хозяйственную деятельность в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

зависит от частоты аудитов, заключений по результатам предыдущих аудитов, существенных изменений видов деятельности организации, мнения заинтересованных сторон, в частности, граждан и их объединений, высказанных в ходе общественных обсуждений (слушаний, сходов, местных референдумов и т.д.).

Критерии экоаудита и представляемая аудируемой организацией (предприятием) документация

Критерии экоаудита — совокупность требований, закрепленных нормативными правовыми актами и стандартами в области природопользования, охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера, устойчивого развития, а также принятых организацией экологически ориентированных обязательств, декларируемых ею в экологической политике.

Ресурсы для программы экоаудита.

При подготовке предложений по ресурсам для обеспечения проведения аудита руководство организации учитывает:

цели, объем и область аудита;

требуемые финансовые ресурсы для проведения аудита;

степень разработки методов проведения аудитов;

наличие аудиторов-экологов из числа специалистов организации, имеющих сертификаты на право проведения внутренних аудитов и обладающих необходимой компетентностью;

возможности привлечения технических экспертов;

степень подготовленности персонала к проведению аудита;

время на переезд аудиторов, их обустройство и необходимые условия обеспечения их деятельности.

Внедрение программы экоаудита состоит в следующем:

подготовка проекта распоряжения руководства проверяемой организации о сроках проведения, цели, объеме и области аудита, предполагаемом руководителе и составе аудиторской группы;

установление сроков подготовки организации к проведению планового аудита;

подготовка необходимых ресурсов для проведения аудита.

Ответственность за управление программой экоаудита.

Ответственность за управление программой аудита возлагается на:

представителя высшего руководства организации — за несвоевременное утверждение программы, не обеспеченность необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, кадровыми и т.д.);

аудиторов — за некачественное выполнение ими процедур аудита вследствие недостаточности записей для подготовки обоснованных отчета и экоаудиторского заключения;

руководителя аудиторской группы — за отсутствие надлежащего руководства аудиторской группой и недостаточную обоснованность выводов по результатам аудита;

персонала аудируемой организации — за несвоевременное представление и недостоверность документации о деятельности организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной и экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

наблюдателя — за «невскрытие» отступлений участников аудита от установленных процедур аудита, программы, плана;

технических экспертов — за недостаточно обоснованные заключения по специальным вопросам, возникающим в ходе аудита;

сопровождающих лиц — за необеспеченность аудиторской группы необходимыми условиями для проведения аудита (контактов с персоналом, посещения рабочих мест, оказания помощи при сборе информации).

Проведение экоаудита

Установление первоначального контакта с аудируемой организацией.

При проведении внешнего аудита первоначальный контакт с организацией устанавливает руководитель аудиторской группы в процессе вводного (вступительного) совещания с руководством организации.

Вводное совещание проводит руководитель экоаудиторской группы.

Цель вводного (вступительного) совещания:

подтверждение полномочий проведения экоаудита;

определение правил обеспечения безопасности аудиторами при посещении производственных подразделений;

определение каналов обмена информации и объема информации, которую следует сообщать руководству аудируемой организации, включая:

а) организационно-методический подход аудитора к проведению аудита; обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемой организации;

б) выбор или изменение руководством аудируемой организации технологических операций, состава оборудования и т.д., которые могут оказать существенное влияние на соответствие деятельности организации законодательству;

в) возможное влияние на документацию и отчетность аудируемой организации каких-либо значимых рисков и внешних факторов, (например, судебных разбирательств);

г) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемой организации обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства;

д) разногласия аудитора с руководством аудируемых подразделений по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

е) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

установление порядка доступа к информации, в том числе, содержащей сведения конфиденциального характера;

согласование присутствия наблюдателей и сопровождающих;

согласование критериев принятия решения о значимости выявленных отклонений, об оценке эффективности аудита, о форме заключения по результатам аудита;

определение регулярности и целесообразности встреч руководства с экоаудиторской группой;

согласование даты заключительного совещания.

Анализ документации, представляемой аудируемой организацией.

Цель анализа: подтвердить наличие документации, необходимой для проведения аудита, оценить ее полноту, достоверность и правильность оформления.

Анализ документации проводится в соответствии с учетом вида и масштаба деятельности организации (подразделения), целей и области аудита, отчетов по предыдущим аудитам.

Результаты анализа документации могут быть представлены в виде раздела отчета.

Если документация признана неадекватной требованиям по ее содержанию и оформлению, то руководитель аудиторской группы информирует об этом представителя высшего руководства организации.

Принимается решение о продолжении экоаудита или о приостановлении его до устранения выявленных отклонений (несоответствий).

Подготовка к проведению аудита «на месте» (в структурном подразделении).

Подготовка состоит:

в корректировке планов-графиков аудита с руководителями аудируемых подразделений;

в уточнении разграничения ответственности аудиторов за аудит подразделений, технологических участков или технологических процессов;

в подготовке рабочих документов для регистрации материалов аудита. Использование ранее подготовленных рабочих документов не должно ограничивать объем проверок, которые могут быть скорректированы по результатам анализа собранных во время аудита данных.

Проведение аудита «на месте» (экспертиза документации).

Основные элементы аудита:

Предварительное совещание с руководством проверяемого подразделения в целях: обсуждения и подтверждения скорректированного плана-графика аудита; времени проведения опросов; ознакомления с методами и процедурами аудита, включая классификацию отклонений (несоответствий); информирования о порядке рассмотрения апелляций по процедурам проведения аудита или выводов по его результатам;

В случаях проведения анализа документации и экспертизы документации на месте без длительного перерыва между ними допустимо не проводить предварительного совещания с руководством подразделений при условии, что соответствующие вопросы обсуждены в процессе вводного совещания;

Обмен информацией в ходе аудита (относительно рисков, связанных с безопасностью и охраной окружающей среды, о выходе из области аудита, об обстоятельствах, затрудняющих проведение аудита, о невыполнимости плана аудита и т.д.) в целях корректировки плана аудита или прекращения аудита;

уточнение роли и обязанностей сопровождающих лиц, наблюдателей и технических экспертов;

Сбор и верификация информации в соответствии с планом-графиком и анализ соответствия показателей деятельности подразделения критериям экоаудита, подтверждаемого представленной документацией.

Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.

В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно представительные свидетельства экоаудита — ссылки на информацию, содержащуюся в документации организации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую отношение к критериям аудита.

Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и корпоративным стандартом.

Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Документация экоаудиторской группы должна содержать:

План аудита;

Программу аудита;

План-график аудита;

Результаты проверки документации и отчетности аудируемой организации (рабочие записи аудитора);

Протоколы выявленных отклонений (несоответствий);

Статус мероприятий по устранению отклонений (срочность их выполнения);

Протоколы вводного и заключительного совещания аудиторской группы с руководством аудируемых подразделений.

Рабочие записи используются аудитором:

При осуществлении текущего контроля выполненной работы (итоги которой обычно подводятся в конце рабочего дня на совещании аудиторов);

Для фиксирования аудиторских доказательств, подтверждающих выводы аудитора.

Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для понимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.

В случаях, когда аудитор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельности или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае передачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять результаты проделанной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы оформлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

Информацию, касающуюся организационно правовой формы деятельности и административной структуры аудируемой организации;

Копии юридических документов, соглашений и протоколов или извлечения из них;

информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемая организация осуществляет свою деятельность;

Информацию, отражающую процесс корректировки плана-графика аудита;

Доказательства понимания аудитором документации госстатотчетности и результатов -производственного экологического контроля;

Иллюстрацию наиболее важных экологических показателей деятельности организации и тенденций их изменения;

Сведения о характере, временных рамках, объеме ранее проведенных аудиторских процедур и результатах их выполнения;

Копии сообщений, направленных другим аудиторам, техническим экспертам и третьим лицам, и полученных от них ответы;

Копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемой организации или обсуждавшимся с ними, выявленные существенные отклонения, письменные заявления, полученные от аудируемой организации;

Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе аудита, и сведения -о действиях, предпринятых им в связи с этим;

Отклонения (несоответствия) и подтверждающие их свидетельства аудита, классифицированные и ранжированные, проанализированные руководителем аудиторской группы и руководителем аудируемого подразделения для подтверждения объективности свидетельств аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведе­ния. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).

В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации.

Рабочие документы являются собственностью аудитора.

Они могут быть предоставлены аудируемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.

После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского заключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения технического контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.

Формирование выводов экоаудита.

Выводы экоаудита — это результаты анализа собранных свидетельств аудита в целях формирования заключения экоаудита о соответствии деятельности аудируемой организации законодательству, положениям, стандартам в области аудита.

Выводы аудита:

а) указывают на соответствие (или несоответствие) критериям аудита;

б) должны определять направления улучшения деятельности проверяемой организации.

Разработка предложений по улучшению деятельности организации

Предложения формируются с учетом выявленных отклонений и потенциала для улучшения деятельности.

В процессе аудита возможны следующие ситуации:

а) отклонений не выявлено;

б) отклонений не выявлено, но имеется потенциал для улучшения экологически ориентированной деятельности организации (подразделения);

в) выявлено отклонение, классифицируемое как несущественное (которое может быть устранено в ходе аудита);

г) выявлено отклонение, классифицируемое как существенное.

Отклонения, требующие для их устранения дополнительных ресурсов, могут рассматриваться как основа для разработки мероприятий, включаемых персоналом аудируемой организации в плановые документы (по модернизации основных технических средств, внедрению новейших технологий, разработки очистных сооружений и т.д.).

В целях выполнения мероприятий может быть рекомендовано включение в краткосрочные планы, предусматривающие необходимое финансирование работ.

В качестве направления улучшения деятельности организации может быть рекомендовано оказание сопутствующих экоаудиту услуг. Однако хозяйственное решение по реализации выданных рекомендаций принимает руководство аудируемой организации.

Заявления и разъяснения руководства аудируемой организации

До завершения аудита по вопросам, существенным для аудиторских выводов (в случае невозможности получения достаточных аудиторских доказательств другим путем), аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения:

руководства аудируемой организации о признании им своей ответственности за достоверность документации и отчетности;

официальные заявления руководства в письменной форме или заверенную соответствующими подписями документацию и отчетность;

решения органа, осуществляющего руководство деятельностью аудируемой организации.

Аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемой организации источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства достаточными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения.

Заявления и разъяснения руководства, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по существенному вопросу, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение области аудита.

В определенных случаях заявления и разъяснения руководства могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства).

Если заявления и разъяснения руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства по аналогичным или другим вопросам.

Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемой организации

Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства, в форме:

краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством в письменной форме;

писем-представлений руководства;

подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается руководством;

документов, подтверждающих результаты деятельности аудируемой организации (например, экземпляра отчетности, подписанного руководством).

Запрашивая у руководства письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, датировано, подписано теми руководителями, которые несут ответственность за деятельность организации (в частности, генеральным директором, главным инженером или техническим директором, руководителем проверяемого подразделения).

Отказ руководства представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, считается ограничением области аудита. В указанном случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать влияние на аудиторское заключение.

Проведение заключительного совещания

Целью заключительного совещания является представление предварительных выводов и экоаудиторского заключения, направлений улучшения деятельности организации таким образом, чтобы они были однозначно поняты участниками совещания, а также фиксация выполнения экоаудита в полном соответствии с программой.

Участниками совещания являются представители высшего руководства организации, руководители подразделений, экоаудиторская группа и другие стороны (наблюдатели, аудиторы-стажеры, технические эксперты).

Председателем совещания является руководитель экоаудиторской группы, что подчеркивает независимость аудиторов.

Совещание должно оформляться протоколом, содержащим список присутствующих с указанием их должностей.

Подготовка отчета по экоаудиту.

Отчет об аудите составляет руководитель экоаудиторской группы (с участием аудиторов), который несет ответственность за полноту, достоверность и доступность для понимания отчета.

Отчет должен быть подписан всеми аудиторами и утвержден руководителем экоаудиторской организации.

Срок подготовки отчета определяется в зависимости от объема аудита заказчиком и руководителем аудиторской организации.

Экоаудиторское заключение

Экоаудиторское заключение: официальный документ, разрабатываемый по результатам экоаудиторской проверки, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога о соответствии деятельности проверяемой организации в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера требованиям законодательства, правилам, инструкциям и стандартам, а также о достоверности ее государственной статистической отчетности в указанных областях деятельности.

Экоаудиторское заключение имеет следующую структуру:

а) название: «Экоудиторское заключение о деятельности»; организации»;

б) сведения об аудируемой организации и адресате (собственник аудируемой организации, акционеры, совет директоров и т.д.);

в) сведения об экоаудиторской организации (индивидуальном аудиторе) с указанием членства в профессиональном объединении аудиторов-экологов;

г) введение;

д) область и объем аудита;

е) мнение аудиторов, представленное в одной из установленных федеральными правилами (стандартами) форм — положительное; модифицированное; отрицательное;

ж) дата аудиторского заключения;

з) подписи аудиторов.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Экоаудиторское заключение должно:

Включать заявления о том, что ответственность за ведение отчетности и ее достоверность возложена на аудируемую организацию, ответственность аудитора заключается только в выражении мнения о соответствии деятельности аудируемой организации и порядка ведения государственной статистической отчетности законодательству;

Описывать область, объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо стандартом корпоративного объединения, в состав которого входит аудируемая организация;

Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, документация и отчетность организации отражают достоверно ее деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС».

Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был выполнен план аудита. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на документацию, отчетность и экоаудиторское заключение события и операции, известные аудитору, и возникшие до этой даты.

Аудиторское заключение должно быть утверждено руководителем экоаудиторской организации или уполномоченным им лицом. Подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, аудиторское заключение должно быть подписано только аудитором.

Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией (аудитором) и аудируемой организацией, но и экоаудиторская организация и аудируемая организация должны получить не меньше чем по одному экземпляру аудиторского заключения.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности мнения аудиторов о соответствии деятельности аудируемой организации, ее документации и отчетности законодательству представляется в одной из следующих форм:

Безоговорочно положительное мнение, если экоаудиторская группа аудитор приходит к заключению о том, что документация и отчетность дают достоверное представление о

деятельности аудируемой организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС;

Модифицированное аудиторское заключение, если возникли факторы:

не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемой организации и раскрытой в документации и отчетности;

Влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на документированную отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отчетности.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Аудитор не в праве выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) ограничен объем работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

допустимости осуществляемой деятельности, способов и приемов ее проведения;

адекватности раскрытия информации в документации и отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.

Завершение экоаудита

Информация представляет собой сведения, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемой организации.

Руководством аудируемого организации являются лица, отвечающие за повседневное руководство ею, а также осуществление производственно-хозяйственных операций, ведение госстатотчетности (например, генеральный директор, технический директор, главный инженер и т.д.).

Представителями собственника являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемой организации, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность ее руководства, в том числе назначать или освобождать от должности соответствующих лиц из состава руководства.

Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для проверяемых организаций. Это усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемой организацией. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемой организации, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства, учитывая права и обязанности соответствующих лиц.

В договоре о проведении экоаудита (оказании сопутствующих услуг) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что он не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемой организацией, а также могут быть указаны форма, в которой будет сообщаться информация, надлежащие получатели информации, другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области производственного экологического контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемой организации, а также случаи недобросовестных действий руководства).

Взаимоотношения между аудитором и руководством организации или представителями собственника аудируемой организации должны основываться на требованиях профессиональной этики, независимости и объективности аудиторов.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.

Если информация сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить ее в рабочих документах.

Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемой организации, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности документации и отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемой организацией, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемой организации.

Экологический аудит

Очевидные успехи в защите окружающей среды за рубежом связаны в значительной мере с широким развитием экологического менеджмента, а также такого механизма управления и регулирования воздействием на окружающую среду, как экологический аудит.

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в экономически развитых странах - США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др. - в 70-е годы. В это же время экологический аудит стал развиваться как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии.

В течение последних 10 лет в этих странах разработаны концепции экологического аудита, приняты национальные стандарты и нормативные правовые акты в области экологического аудита, неразрывно связанные с экологическим менеджментом.

Основные принципы и положения экологического аудита реализованы в упоминавшемся выше Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту № 1836/93 (EMAS), принятом в 1993 г.

С 1996 г. действуют международные стандарты ISO серии 14000-14010, 14011, 14012, определяющие общие принципы и процедуры экологического аудита, руководство по его проведению.

Понятие, цели и задачи экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям - экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

системы управления окружающей средой;

соблюдение природоохранительного законодательства и установление экологических требований;

использование ресурсов;

процесс обращения с отходами;

финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъекта хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

природопользование экологический аудит

Задачами экоаудита являются:

обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами - экоаудиторами - специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами - экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность экологического аудита, - профессионально-этическими (1) и методологическими (2), являются:

объективность аудиторов:

независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфика аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

сохранение конфедициальности получаемой в процессе аудита информации, её неразглашение;

ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской федерации;

планирование процедуры аудита:

целесообразность выбора методики и процедуры аудита;

определение критериев существенности и достоверности;

анализ информации и формирование выводов;

взаимодействие аудиторов;

информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Потребность в применении процедур экологического аудита определяется также “внутренними” причинами - недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, а также возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции “экологичных” предприятий.

Экологический аудит - экономический инструмент управления природопользованием

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементов природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на окружающую среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности объектов экономики различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально - производственного комплекса- предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления;

во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко вперед”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка.

Экономический механизм экологического регулирования - сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) - инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.

ЭА - независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель - проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.

Экологический аудит - независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

    Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты: приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России"; приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".

    В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".

    Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.

Предметом экологического аудита является:

    виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

    состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;

    системы управления окружающей средой;

    соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

    использование ресурсов;

    процесс обращения с отходами;

    финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире. Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится Экологический аудит проводится:

    в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    при реализации процедуры банкротства;

    при проведении обязательного экологического страхования;

    при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Цели экологического аудита:

    оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

    выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

    определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;

    выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;

    оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

    выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

    объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

    профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

    достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

    планирования работ по проведению экологического аудита;

    комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

    конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

    ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

    обязательного экологического аудита;

    добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

    приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

    проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

    кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

    оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

    принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

    выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

    в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту. Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.